Киргизской милиции исполнилось 95 лет

Центральный государственный национальный архив КР
Попытки сформировать единые органы правопорядка, которые защищали бы в Киргизии советскую власть, предпринимались несколько раз, но лишь в 1924 году был создан прообраз МВД - Народный комиссариат по внутренним делам.

В начале славных дел

Великая Октябрьская Социалистическая революция пришла в Центральную Азию с некоторым опозданием. Даже в день взятия Зимнего дворца местные газеты писали о ценах на соль, шкуры, сообщали мировые новости, но ни строчки о событиях в Петрограде и победе большевиков. Лишь к концу 1917-го отголоски судьбоносных событий донеслись до Киргизии.

Новая власть пришлась не всем по вкусу, и врагов у нее было предостаточно. Как защититься, кому можно доверять, а кому нет? Нужно было срочно создавать структуры, которые смогли бы не только защищать жителей, но и показать недоброжелателям, что в республике есть силы, способные навести порядок.

Согласно архивным данным от 31 декабря 1917 года, сформированная еще Временным правительством так называемая народная милиция перешла на сторону большевиков. Подразделение возглавил не состоявший в партии, но сочувствующий новым властям Георгий Шадилов.

Намного сложнее оказалось создать органы правопорядка на юге Киргизии. Слишком много противоборствующих группировок тогда объявляли себя защитниками дехкан. Попытку создать рабоче-крестьянскую милицию предприняли 29 января 1918 года. Ее первым начальником стал Балтиходжа Султанов, который пользовался большим авторитетом у бедняков. Противники новой власти обещали за его голову большое вознаграждение, но никто из подчиненных не выдал своего руководителя.

Судьба Султанова сложилась трагически. В сентябре 1919 года отряды басмачей напали на Ош и расправились с начальником милиции. Его привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь по улицам города.

Брат на брата

Своя милиция тем временем появилась и на кызыл-кийских угольных шахтах. Правда, это, скорее, были не органы правопорядка, а отряды самообороны, которые охраняли предприятия и железную дорогу от набегов басмачей. Милиции катастрофически не хватало людей, оружия и одежды. На происшествия выезжали на лошадях и верблюдах, но чаще приходилось бегать за бандитами на своих двоих. Тем не менее в ноябре 1919 года большевистское руководство республики приняло решение о создании аналогичных подразделений на всей территории Киргизии.

- Конечно, сначала было трудно не только собрать людей под одним началом, но и объяснить, что отряды милиции формируются именно для защиты населения, - утверждает председатель совета ветеранов МВД КР Султанбек Жоошбаев. - А в 1919 году, когда в Киргизии пытались создать единую рабоче-крестьянскую милицию, вспыхнула Гражданская война. Нередко по разные стороны баррикад оказывались даже родные люди - отец и сын, братья. Выбор давался нелегко.

Милиционеры оказались на переднем крае этой борьбы и гибли, пытаясь отстоять правопорядок. А противники советов испытывали их на прочность буквально везде, где могли. Один из них - бай-манап Джаныбек-казы - противостоял новой власти более десяти лет. Его подручные действовали, в основном, на юге молодой республики, но время от времени совершали налеты даже на ее северные территории. Так, прорвавшись однажды с китайской стороны, отряд Джаныбека-казы, насчитывавший тысячу сабель, бесчинствовал в нарынских селах. Головорезы жгли школы и сельсоветы, разграбили магазин, убили десятки человек, включая нескольких милиционеров.

Труднее всего было уничтожить басмачей, чьи отряды облюбовали высокогорье. Они разоряли целые кишлаки. Если случалось захватывать в плен милиционера, убивали его на глазах сельчан. Причем делалось это с особой жестокостью и цинизмом. Был случай, когда труп милиционера бандиты использовали в национальной игре кок-бору вместо туши барана.

Противники советской власти напоминали о себе до 1933 года...

Война в тылу

Не меньше испытаний для советской милиции в Киргизии выпало и в годы Великой Отечественной войны. Стражам порядка приходилось бороться с мародерами, провокаторами. Осенью 1941 года в Чаткальском районе несколько призывников отказались ехать на фронт и стали призывать к неповиновению остальных. Их арестовали и посадили в подвал местного отделения милиции. Ночью пособники задержанных сделали подкоп и освободили преступников. После вся группа укрылась в горах. Была организовала операция по поимке беглецов, но она успехом не увенчалась.

Искали их почти месяц, и однажды оперативники нарвались на бандитскую засаду. Завязался бой. Тогда один из милиционеров прополз около километра практически по отвесной стене. Оказавшись в тылу преступников, старшина застрелил главаря, а остальных, угрожая тем, что взорвет их и себя, заставил сдаться.

Легче, увы, не стало и после войны. В СССР была объявлена амнистия. Из лагерей и ссылок стали возвращаться тысячи граждан. К сожалению, не каждый желал расстаться с преступным пришлым. В 1949 году количество грабежей увеличилось по сравнению с довоенным периодом в четыре, а убийств - в пять раз. По уровню раскрываемости преступности среди 15 союзных республик Киргизия занимала 11-е место.

В Москве на коллегии МВД СССР приняли решение об усилении органов внутренних дел Киргизии. Из России на Тянь-Шань направили специалистов, оружие, средства связи, транспорт и технику для проведения дактилоскопических, баллистических и других экспертиз. Благодаря этому и самоотверженности местных милиционеров волну преступлений удалось сбить.

Досье "РГ"

Из милицейского донесения от 5 ноября 1920 года:

"В ночь с 5 на 6 ноября баи, манапы и кулаки подняли в Нарынском уезде мятеж, который возглавил бывший царский офицер Д. Кирьянов. Большевики приняли энергичные меры по подавлению мятежа. В Пржевальске были срочно мобилизованы 182 коммуниста, половина из которых - представители коренного населения. Штаб по подавлению мятежа решено было создать в Токмоке. Из Пишпека в срочном порядке прибыл полк особого назначения, сформированный из коммунистов и комсомольцев. Принятые меры позволили к концу месяца подавить мятеж, очистить Нарынский уезд от бандитских отрядов и восстановить советскую власть".

Кстати

Волчья яма

Ряд громких преступлений, которые раскрыли на территории республики, лег в основу фильма "Волчья яма" знаменитого режиссера, народного артиста СССР Болота Шамшиева.

- Сценарий писали, опираясь на конкретные уголовные дела, - вспоминает Болот Шамшиев. - Бабахан - реальный герой картины, как и многие другие. Разыскивали этого преступника несколько лет, но он был настолько изворотлив, что ему долгое время удавалось уйти от наказания.

Одно из дерзких преступлений, раскрытых в Киргизии, вошло и в сюжет программы Леонида Каневского "Следствие вели..." Речь идет об ограблении кассиров политехнического института. Преступники напали на них среди белого дня. На раскрытие преступления сотрудникам милиции понадобилось меньше месяца.

Работа киргизских милиционеров не оставила равнодушным и знаменитого писателя Аркадия Вайнера. "С огромным удовольствием встретился с коллективом МВД Киргизской ССР, посетил музей, где собраны уникальные и поучительные экспонаты, свидетельствующие о мужестве и стойкости работников милиции Киргизстана в защите простого человека", - вспоминал он.