06.11.2019 04:20
    Поделиться

    Почему в крупных компаниях запрещают заводить романы

    Руководство компании McDonald's уволило своего исполнительного директора Стива Истербрука за романтические отношения с одной из сотрудниц.
    GETTYIMAGES

    52-летний Истербрук разведен, в аморальном поведении не замечен, любовь была взаимной. Однако топ-менеджер нарушил корпоративные правила, запрещающие романы между работниками корпорации. Сам Истербрук признал свою ошибку. Руководство приняло правильное решение, уверен он.

    В прошлом году в отставку отправили гендиректора корпорации Intel Брайана Кржанича. Причиной стала все та же пресловутая любовь. Причем на этот раз решение об увольнении приняли, несмотря на то что отношения закончились некоторое время назад. В апреле 2016 года глава Booking.com Даррен Хатсон ушел в отставку из-за нарушения кодекса поведения компании. Расследование независимых членов совета директоров показало, что состоящий в браке топ-менеджер поддерживал любовную связь с сотрудницей компании.

    "В мире это явление не новое, владелец магазинов Zara женат на своей секретарше, а Мелинда Гейтс, прежде чем стать женой Билла Гейтса, несколько лет работала в его компании, - добавляет случаев в копилку первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев. - А если ты трудоголик и проводишь на работе большую часть времени, то знакомство в офисе остается одним из немногих шансов на счастливую личную жизнь. При этом важно не только время, проведенное вместе, но и общность интересов, присутствующая у коллег".

    Любовь любовью, но лучше искать ее за пределами офиса, западная корпоративная этика в этом непреклонна.

    Бизнес боится разглашения тайн о внутренней политике не меньше, чем коммерческих

    России еще далеко до американского отношения к этому вопросу. Наша страна гораздо свободнее в этом отношении, и не только касательно "служебных" романов.

    Если в США корпоративная этика находится на первом месте, то в России на первом месте закон, а он не даст так просто ущемить права сотрудника, будь то роман на работе или разглашение коммерческой тайны. Все рабочие отношения строго регулирует Трудовой кодекс.

    Без соцсетей и экстрима

    На Западе кроме интрижек внутри крупных компаний, многим топ-менеджерам запрещены опасные виды спорта: начиная от дайвинга и заканчивая катанием на лыжах. Все это сделано, чтобы сохранить работоспособность специалиста и не оплачивать длительный больничный. Среди запретов есть также вредные привычки, запрет на использование служебного телефона в личных целях и слишком откровенные снимки в соцсетях.

    Стив Истербрук был хорошим управленцем, пока не стал слишком любвеобильным.

    Правила корпоративной этики прописывают стандарты поведения сотрудников внутри коллектива и при взаимодействии с клиентами. Часто здесь указаны требования к внешнему виду, который включает в себя не только одежду, но и цвет маникюра и парфюм, который работник имеет право использовать на работе. Очень тщательно такие правила прописаны в компаниях, которые занимаются розничными продажами, где важен внешний вид сотрудника. Мелочей здесь не бывает.

    Отечественный бизнес тоже пытается следовать по этому пути. По данным опроса Online Market Intelligence, корпоративные запреты существуют в 62% российских компаний, говорит Герман Шеховцев, партнер практики стратегии и операционной эффективности Althaus Group. Большинство из них касаются нарушений делового этикета: 49% работников заявили, что им запрещено быть навязчивыми и грубыми с клиентами. В более чем половине компаний (52%) руководство борется с вредными привычками: не разрешает обедать за компьютером, болтать по телефону в офисе на личные темы.

    Согласие на корпоративные правила и запреты сотрудник неизменно дает сам.

    При подписании трудового контракта он часто может увидеть формулировку: "соблюдение должностных инструкций и корпоративных стандартов". Должностные инструкции работодатель часто использует в качестве приложения к трудовому договору. А корпоративные стандарты - это зачастую очень объемный документ, где может быть прописано буквально все - от цвета лака для ногтей до высоты каблука у сотрудниц. Там же могут быть расписаны штрафные санкции за нарушение гласных и негласных правил.

    Самый популярный запрет, который существует практически в каждой компании и зафиксирован в трудовом договоре, - о разглашении коммерческой тайны. Сюда включается вся информация, которая может быть использована конкурентами (размер заработной платы и бонусов, имена ключевых клиентов, намерения фирмы заключить выгодный контракт и пр.). Известны случаи, когда за разглашение стратегической информации сотрудников не просто увольняли, а преследовали по суду, так как разглашение информации нанесло компании материальный ущерб.

    Второй по популярности запрет - использование продукции конкурентов. Третий - не принимать на работу друзей и родственников. Этот запрет понятен: отношения в компании должны быть деловыми, а родственные или дружеские отношения зачастую мешают добиваться результата.

    Требования логичны, однако практика увольнения за нарушение таких запретов в России крайне скудна. И в ближайшем будущем кардинальных изменений в этом вопросе не предвидится.

    Сами подписали

    "Наш рынок постепенно перехватывает западные практики корпоративного управления, в первую очередь это характерно для публичных компаний, потому что им надо любые свои действия объяснять инвесторам, и, во-вторых, для компаний сектора B2C, потому что там клиенты не задают вопросы, а голосуют рублем", - отметил Марк Шерман, управляющий партнер коммуникационного агентства B&C Agency.

    С точки зрения антикризисных коммуникаций иногда проще уволить человека, чем тратить финансовые и людские ресурсы на то, чтобы объяснить обществу, почему те или иные поступки вызвали резонанс.

    Тем не менее в нашей стране права работника хорошо защищены. Уволить сотрудника даже за вопиющий пост в соцсетях, а уж тем более за высоту каблука или цвет лака для ногтей, практически невозможно по закону. Как правило, эти вопросы решаются полюбовно (по соглашению сторон).

    Женский вопрос

    Другая особенность западной корпоративной культуры - ее двойственный характер. Зачастую в компаниях сосуществует две системы: официальная, с красивыми ценностями, и неформальная, в соответствии с которой и живет компания, замечает управляющий партнер Marketing Logic Дмитрий Галкин. В результате в некоторых корпорациях, пропагандирующих семейные ценности, женщинам запрещено уходить в декрет. Они, как правило, нигде не прописываются. "Это некое негласное правило, рекомендация. Но за нарушение этих рекомендаций можно потерять работу", - говорит Шеховцев. "И, в общем, все понимают, что принципы открытости и демократичности, уважения к правам личности, которые декларируются, не всегда учитываются", - продолжает Галкин.

    Тем не менее, любое решение работодателя, если оно было необоснованным, можно оспорить, опираясь на закон. Там, где у нас вызовут на разговор и сделают выговор, в тех же США могут начать судебное разбирательство, и вопрос увольнения будет очевиден.

    Брайан Кржанич уже завершил отношения, но все равно потерял пост, поскольку кто-то позаботился о том, чтобы уведомить руководство о его интрижке. Правила корпоративной этики нередко становятся орудием мести завистливых или обиженных работников. Чаще всего достаточно пустить слух о романтических отношениях сотрудников, чтобы у руководства уже изменилось мнение на счет коллег. "Подобная информация становится удобным инструментом в руках тех, кто мечтает лишить работы того или иного специалиста", - заключил Павел Сигал, первый вице-президент "ОПОРы России".

    Поделиться