Новости

06.11.2019 12:50
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Путевка в цех

Какие дивиденды может принести предприятиям промышленный туризм
Экскурсия на действующий завод... Где-то в России это давно уже реальность, а где-то, услышав слова "промышленный туризм", до сих пор досадливо машут рукой, считая, что туристическая составляющая на предприятии может лишь отвлекать от выполнения важных производственных задач. Между тем не только специалисты туротрасли, но и сами промышленники признают: индустриальный туризм как минимум востребован, а как максимум - приносит неплохие дивиденды. В том числе имиджевые.
 Фото: Ирина Штольба Порой самый обычный станок вызываету молодых людей живой интерес. Фото: Ирина Штольба
Порой самый обычный станок вызываету молодых людей живой интерес. Фото: Ирина Штольба

Туристы - они же покупатели

И все же, как выяснилось на прошедшем в Ярославле IX Международном туристическом форуме Visit Russia, сегодня не все представители бизнеса даже четко понимают, что же это такое - промышленный туризм.

- Я занимаюсь этим направлением пять лет и все годы сталкиваюсь с непониманием со стороны руководителей предприятий. Когда приходишь к ним и начинаешь говорить о промышленном туризме, они часто спрашивают: "А что это?", - признается директор Балтийской ассоциации промышленного туризма из Калининграда Наталья Казакова.

По ее словам, в Стратегии развития туризма в России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением правительства РФ от 20 сентября 2019-го, появилась формулировка, гласящая, что промышленный туризм - это "посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему".

- То есть это не только экскурсии на действующие предприятия, но и осмотр объектов индустриального наследия. Хорошо, что в стратегии это уже закреплено, - считает представительница самого западного региона России.

Для того чтобы индустриальный туризм в стране действительно пошел в гору, промышленники должны знать ответ не только на вопрос: "Что это?", но и - "Зачем это?". Целью может быть, например, продвижение бренда, привлечение новых работников, получение прибыли... Для кого-то туризм способен стать подчас даже чем-то вроде пресловутой соломинки, которая может удержать на плаву в трудные времена. Как для уникального рыбоводческого предприятия в Тульской области по выращиванию осетров, куда экскурсантов позвали в кризисный период.

Целью организаторов экскурсий на заводы может быть продвижение бренда, привлечение новых работников, получение прибыли

- У них были большие проблемы с выходом на рынок, с реализацией продукции, и в какой-то момент они обратились к нам, - рассказала председатель комитета по развитию туризма Тульской области Лариса Соломатина. - Сейчас это достаточно успешный кейс. То есть их рынок сбыта - это туристические автобусы: гости покупают у них свежую и копченую осетрину, черную икру. Прямо на предприятии - после того, как прошли и посмотрели, как этих осетров выращивают, после дегустации готовой продукции.

А вот металлургический завод в Нижегородской области открыл двери для туристов в начале 2018-го в основном для привлечения молодых рабочих кадров. По словам представителя предприятия Ларисы Малофеевой, производство активно развивается, в городе строятся три новые площадки, для которых потребуются работники. Однако в последние годы авторитет рабочих профессий упал, а как его еще поднять, если не демонстрацией современного мощного производства? После этих экскурсий, говорит Лариса Малофеева, поток людей в Выксу серьезно вырос, за этим последовало развитие городской инфраструктуры, и в нынешнем году город вошел в топ-10 лучших моногородов России.

Принцип коридора

Конечно, не каждое предприятие в силу своей специфики способно устраивать дни открытых дверей. Производство может быть опасным, секретным, стратегически важным. Но, по мнению экспертов, даже такие заводы могут быть доступны для посещения, если там организовать специальные "коридоры", проходя по которым турист получит представление о производственном процессе на безопасном во всех отношениях расстоянии.

- Я сама участвовала в экскурсии на кожевенный завод в Рязани, - рассказывает руководитель офиса Visit Russia Middle East (Дубай) Марина Морозова. - Производство опасное, но у них размечены все поля, где идут экскурсионные группы, есть место для фотографирования и так далее. То есть это очень хорошо организованный процесс, каким экскурсия на промпредприятие и должна быть.

Эксперты туротрасли уверены: демонстрация промышленной мощи родной страны - очень действенный способ воспитания в людях, и прежде всего в молодежи, духа патриотизма. Потому что патриотизм - "это не только про войну", и то, чем страна может гордиться, надо обязательно показывать.

- Я в свое время работал замглавы Химок по инвестициям, а там у нас весь космос, причем серьезный космос, который лидирует в мире, - поясняет доктор экономических наук Владимир Маркин. - И нам, конечно, интересно показывать наши возможности в тех позициях, где мы на международном рынке являемся лидерами, потому что это вызывает в людях гордость за страну. И когда мы общались с руководством этих закрытых предприятий, они готовы были организовывать посещения по внешнему периметру, который не касается закрытых зон, чтобы туда можно было спокойно приходить всем желающим.

Стены старые, пространство новое

Не меньший интерес у туристов вызывает индустриальное наследие: еще работающие, а чаще уже не действующие старые предприятия, целые заводские комплексы, когда-то строившиеся по проектам выдающихся архитекторов своего времени. Вопрос их сохранности, особенно в больших городах, отнюдь не праздный, потому что даже в Москве, по словам координатора проекта "МосПромАрт" Инны Крыловой, очень тяжело обстоит дело с включением индустриальных памятников в реестр охраны. В итоге за последние 15 лет под ковш ушло 40 из 150 ценных объектов столичной промышленной архитектуры и подведено под снос еще около сорока процентов. Постепенно утрачиваются такие объекты и в регионах.

- Надеюсь, что в рамках нашего экспертного совета по промышленному наследию, созданного в этом году, мы добьемся всероссийской переписи индустриального наследия, чтобы таким образом промаркировать наиболее ценные памятники, - сообщила о планах Инна Крылова.

Лучшая возможность такие промзоны сохранить - "переосмыслить" их под потребности сегодняшнего дня. Тон в этом деле, как и положено, задают столицы. Мало кто уже не знает про столичный центр современного искусства "Винзавод" или городское общественное пространство "Хлебозавод". В Санкт-Петербурге одно из самых известных креативных пространств, появившихся на месте промплощадки (а именно - газгольдера, где хранился газ), - "Планетарий N 1". Новое, но уже популярное питерское арт-пространство на месте бывшего кабельного завода - "Порт Севкабель".

Не менее интересные проекты переформатирования промышленных "заброшек" есть и в регионах. В Ярославле уже почти десять лет на территории бывшего хлопкового склада Ярославской Большой мануфактуры, которая через два года отметит 300-летие, действует культурный центр TEXTIL. В Туле бывший ликеро-водочный завод превратился в арт-кластер "Ликерка Лофт", а на заброшенных площадях завода по производству микрофонов в центре города созданы творческий индустриальный кластер и уникальный Музей станка.

- Это такой творческий индустриальный кластер, где на станках, в лабораториях можно протестировать свои идеи, - объясняет Лариса Соломатина. - Там создана уникальная библиотека, на эту площадку постоянно приглашаются лекторы, тренеры, коучи, и это пространство начало притягивать не только жителей города, но и гостей.

Специалисты при этом, правда, подчеркивают: важно не забывать и каким-то образом - с помощью мини-музеев, мини-выставок - обязательно напоминать посетителям, что во всех этих "переосмысленных" старых стенах когда-то располагалось.

Компетентно

Юлия Рыбакова, директор департамента туризма Ярославской области:

- Сейчас на рынке туриндустрии необходимо постоянно удивлять гостей, создавать новые туристические маршруты. Кроме действующих предприятий, молодое поколение, например, очень интересуют объекты индустриального наследия: наши гидроэлектростанции, старые заводы, железнодорожные депо, пожарные каланчи. У нас этого много. В Ярославской области только сохранившихся зданий мануфактур - двадцать одно. В Костромской, Владимирской, Ивановской областях - примерно то же самое. Вопрос, как это реконструировать, в каком виде переупаковать. Я думаю, что этот пласт наследия будет "пересобираться" в течение 15-20 лет.

Экономика Туризм Филиалы РГ Центральная Россия ЦФО Ярославская область Ярославль