06.11.2019 15:45
    Поделиться

    Нижний Новгород на две недели стал сценической столицей

    Приволжская столица на две недели стала и сценической столицей
    Театралы еще долго будут смаковать послевкусие девятого Российского театрального фестиваля имени Горького "В начале веков. XX. XXI", завершившегося в Нижнем Новгороде в конце октября. Две недели встреч, круглых столов, мастер-классов, выставок, презентаций, спектаклей, которые перетекают в обсуждения увиденного членами жюри в присутствии актеров-исполнителей. 16 театров (из них 3 нижегородских), 8500 зрителей, 17 спектаклей, отобранных из 35 заявленных... Мы расскажем о 4 постановках.

    "На дне" в пластике

    Южнокорейский театр "Мулькель" открыл фестивальный марафон своей - пластической - версией пьесы Горького "На дне". Она надолго запомнится нижегородцам. "Черный кабинет" сцены, свисающие цепи (символ неволи), несколько решетчатых кубов, то ли клетки, то ли колодки, то ли амбразуры, из которых обитатели ночлежки высматривают друг друга. Да полно, ночлежка ли это? Скорее, яма, в которой коротают свои жизни опустившиеся люди, время от времени замечающие свет и тянущиеся к нему всем телом. Выразительная пластика, восхитительные сольные и групповые танцы Пепла, Насти, Наташи и Луки, над сценой - титры, отдаленно напоминающие горьковский текст. Лука: "Девушка, девушка, как вас зовут?" Настя: "Анна Каренина". Лука: "Здравствуйте, Анна Каренина". Лука великолепен.

    - Помимо того, что актер играет его как ориентир художественной правды, в нем есть и Чарли Чаплин, и корейский крестьянин со старинной картины, - примечает член жюри, редактор журнала "Вопросы театра" Марина Тимашева.  - Про что история? Три вопроса. Где истина? Куда идти? Зачем жить? - член жюри Нина Шалимова, историк театра, профессор РАТИ, высказывается четко и ясно. - И вывод: все бессмысленно. Однако движение к свету, как рефрен, возникает на протяжении всего спектакля. Даже смерть Насти решена этим застывшим стремлением вверх. Они все хотят выбраться. Все.

    Love story на два континента

    История про любовь и love me tender - так определила главную идею спектакля "Ничего, что я Чехов?" Драгана Бошкович (Сербия), театровед, драматург, координатор международных фестивалей. В центре внимания - история жизни Михаила Чехова и его жены Ольги Чеховой. Две театральные легенды, вынесенные неумолимым ураганом истории из России, пережившие множество потрясений. Их биографические маршруты прошли по Европе и Америке, их товарищи по времени - гений и злодейство, Станиславский, Вахтангов, Берия, Гитлер, Мэрилин Монро.Спектакль поставил в столичном театре "Модерн" его художественный руководитель Юрий Грымов, выстроивший с помощью света, звука и некоторого количества черных кубов и воздушных шариков особенную художественную реальность, с живым чувством юмора, множеством исторических и театральных кодов.  - Я давно хотел снять фильм или поставить спектакль об актерах, об этой в чем-то непостижимой профессии,- говорил о своем замысле Юрий Грымов. На фестивале он поделился планами:  весной ожидаются полноценные гастроли театра "Модерн" в Нижнем Новгороде.

    Может быть, это происходит с вами

    "Алексей Каренин" - очень точный и тонкий, деликатный и подробный взгляд на мужчину, на сложную жизнь мужского самосознания, на самоощущение мужчины в пароксизмах любовной драмы", - писал о пьесе уральского драматурга Василия Сигарева театральный критик Павел Руднев. По его словам, Сигарев словно бы переставил свет на театральной сцене, высветлив персонаж, который до сих пор оставался в тени, и защитив его право на страдание и старость.Артисты Челябинского театра драмы имени Наума Орлова (постановка Евгения Маленчева) играют в двух пространствах. Центральное ограждено стеклянными стенами - это "аквариум", в котором живет, страдает и трансформируется ставший главным герой. Сюда он пускает только избранных, остальная жизнь - за стеклом.

    Вдруг опускается занавес, да не полностью, и зритель видит лишь Каренина, лежащего на полу, и ноги другого героя.- Все картиночно, клипово, - делится ощущениями критик из Санкт-Петербурга Евгений Авраменко.Драгана Бошкович предлагает ассоциацию со Стенли Кубриком, саспенс: "Много тьмы на сцене, и никогда не знаешь, что из этой тьмы может возникнуть". Споры о спектакле - хороший результат: значит, на сцене событие. Ничто животное нам не чуждо? Театралы со стажем помнят гастрольный спектакль "Холстомер. История лошади", поставленный в БДТ Георгием Товстоноговым. Холстомера играл Евгений Лебедев, потрясший своим мастерством. Им, великим, посвящен "Холстомер" Тбилисского русского драматического театра имени Грибоедова. Режиссер Автандил Варсимашвили сделал собственную инсценировку повести, обозначив жанр как трагическая исповедь.Человечная история с ясным и нравственно чистым финалом, когда старый рысак Холстомер дает людям урок верности и преданности, трогает до слез. Есть о чем и задуматься: о старости и непохожести на других, о вторжении человека в природу и ответственности перед теми, кого приручили.

    - Каждый выбирает свою тему, - вторит размышлениям Анна Николава, исполнившая в спектакле роли молодой кобылы Вязопурихи и ветреной возлюбленной Матье. - Темы вечные - предательства, любви, человеческого или звериного в человеке. То, что убивает или сохраняет в нас личность.Два сообщества на сцене: человеческая компания и табун. А может быть, так представлен диалог человеческого и животного в людях.- Это еще вопрос, кто выигрывает от сравнения животного и человека. Животное никогда не сделает того, что может позволить себе человек, в котором гораздо больше подлости, - вы согласны с Анной Николава? Отдельный восторг - пластика спектакля. Высокие прыжки напоминают танцы балета "Сухишвили".

    - Прыжок - и вы застываете в воздухе. Это же балет, элевация! Боже мой, какая пластика! - восхищался председатель жюри Николай Жегин.Прямая речь Борис Кайнов, директор Нижегородского театра драмы: - Ради чего все это? Мы предложили городу большой, насыщенный событиями театральный фестиваль. Приехали театры из Германии, Южной Кореи, Сербии, Грузии, показали не только горьковские пьесы, но и Толстого, Чехова, современных авторов. Другие культуры, другие взгляды на хорошо известную драматургию.

    Поделиться