Новости

06.11.2019 12:41
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Коэффициент нелюбви

Как местной власти, декларирующей поддержку предпринимательства, не задушить в своих объятиях малый бизнес
В Архангельской области практически одновременно были приняты два противоположных решения.
Архангельск - это прежде всего порт, который дает работу крупным и малым компаниям. Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости Архангельск - это прежде всего порт, который дает работу крупным и малым компаниям. Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости
Архангельск - это прежде всего порт, который дает работу крупным и малым компаниям. Фото: Владимир Трефилов/РИА Новости

Одно из них - позитивное: региональный парламент поддержал законопроект о налоговом вычете для инвесторов. Предполагается, что бизнес, реализующий приоритетные инвестпроекты в ряде отраслей на территории Поморья, сможет получить налоговый вычет в размере 60 процентов от суммы расходов на приобретение основных средств. Эта льгота прежде всего для предприятий лесопромышленного комплекса - главных инвесторов региона.

Но Архангельская гордума отказала предпринимателям областного центра в снижении коэффициента базовой доходности К2, который используется для расчета единого налога на вмененный доход. На 2019 год его увеличили почти в два раза, даже не предупредив бизнесменов. Это больно ударило прежде всего по розничным торговцам, арендующим площади.

С начала года около 300 предпринимателей обратились за поддержкой к региональному бизнес-уполномоченному. Проблема обсуждалась в том числе в гордуме, и все дискуссии сводились к одному: К2 надо снизить, чтобы совсем не потерять налогоплательщиков, а с ними и рабочие места. Однако на другой чаше весов оказались 29 миллионов рублей, которых муниципальный бюджет недосчитался бы в случае снижения налога. И эта чаша перевесила.

Если позитивное решение касается в основном крупного бизнеса, то негативное снова бьет по малому. А ему и так приходится несладко: по данным налоговых органов, число субъектов МСП, зарегистрированных в регионе, с каждым годом сокращается. С одной стороны, это связано с дополнительной нагрузкой на северный бизнес, которому приходится обеспечивать социальные гарантии работникам и оплачивать ресурсы по повышенным тарифам. С другой стороны, аппарат регионального бизнес-омбудсмена в этом году зафиксировал рекордный всплеск предпринимательских обращений, в основном вызванных именно налоговым бременем.

- Очень жаль, что стремление получить доходы в бюджет здесь и сейчас мешает таким задачам, как создание условий для развития бизнеса, сохранение и увеличение числа налогоплательщиков, - прокомментировала отказ в снижении коэффициента уполномоченный по защите прав предпринимателей в Архангельской области Ольга Горелова. - Резкое увеличение К2 стало критичным для многих предпринимателей, тем более что это произошло одновременно с ростом других налоговых и неналоговых расходов. Мы весь год работали со всеми сторонами ради снижения коэффициента. Ведь и без того муниципалитет уже со следующего года начнет терять доходы от предпринимателей, поскольку многие из них будут вынуждены перейти с ЕНВД на упрощенную систему налогообложения в связи с обязательной маркировкой товаров.

Иногда стремление получить доходы в бюджет мешает созданию условий для развития бизнеса

На встрече с архангельскими бизнесменами советник уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко отметил, что к субъектам МСП надо относиться как к национальному достоянию.

- Только предприниматель может поднять экономику страны. Государство ушло из многих отраслей - строительства, пищевой промышленности, торговли, общепита и других. По нацпроекту о малом и среднем предпринимательстве его доля в валовом продукте к 2024 году должна составлять 32 процента. В Архангельской области, по данным за прошлый год, на МСП приходится 20 процентов валового регионального продукта, или 91 миллиард рублей. С учетом инфляции за пять лет этот показатель должен вырасти до 178 миллиардов. Получится ли этого достичь? Региональные институты поддержки бизнеса работают очень хорошо. Но есть еще системные условия, которые не позволяют ему развиваться. Это налоги, административная нагрузка, залоговые требования к кредитам, - перечислил эксперт.

Пример проблемы, с которой нереально справиться на местах, привела индивидуальная предпринимательница из Архангельска Ирина Оберюхтина. Она занимается созданием частных детских садов и развивающих центров. Прежде родителям разрешалось оплачивать их услуги из средств материнского капитала. Но в апреле этого года такой возможности лишили.

- Пенсионный фонд мотивирует это тем, что ИП не является организацией. Сейчас идут суды, мы их проигрываем, - сетует предприниматель.

- Такая проблема действительно существует, - согласился Антон Свириденко. - Она возникла из-за неопределенности в законодательстве со статусом ИП. Сторонники запрета объясняют его так: если организации мы можем контролировать, то за ИП не проследить: а вдруг через них будут обналичивать и выводить средства материнского капитала? Мы с такой позицией не согласны, поэтому инициировали принятие законопроекта, который должен устранить несправедливость.

Федеральный аппарат бизнес-уполномоченного собирает подобную информацию из регионов, чтобы в итоге принимались системные решения. Однако проблема архангельского торгового бизнеса, пострадавшего от повышения К2, могла решиться именно на местном уровне. Этого не произошло, и есть опасения, что субъектов МСП в городе станет меньше.

Кстати

Минэкономразвития РФ предложил в 2020 году увеличить налоги для малого бизнеса на 4,9 процента. Рост коэффициентов-дефляторов К1 учитывает предполагаемую инфляцию. В связи с этим структуры защиты бизнеса вновь напомнили, что в каждом регионе есть свой коэффициент К2, который муниципалитеты могут снизить до конца года.

Экономика Финансы Налоги СЗФО
Добавьте RG.RU 
в избранные источники