"Место встречи..." было снято по роману братьев Вайнеров "Эра милосердия". Аркадий Вайнер окончил юрфак МГУ, работал следователем, потом стал начальником следственного отдела. В милицию он пришел в середине 50-х и того, о чем идет речь в романе и фильме, на работе не видел. В "Эре милосердия" воспоминания его детства и легенда о "Черной кошке" соединились с нашумевшим, вполне реальным уголовным делом 1953 года. При этом сама "Черная кошка" была фейком: так школьники в 1946-м пугали не угодившего им соседа. Слава о страшной банде покатилась по послевоенной Москве, под этим брендом начали работать мелкие преступники и "залетные". Фильм Станислава Говорухина создал миф о великой советской криминальной эпохе, лихих 40-х, и его до сих пор эксплуатируют кино и телевидение.
Но время и в самом деле было крутым. А как в головах живших тогда людей сливались слухи и реальность, видно по тому, что автору рассказывал о своей пришедшейся на 40-е юности ныне покойный артист Александр Пороховщиков:
- ...В Магнитогорске орудовала "Черная кошка": у банды были отделения в разных городах, она терроризировала и наш город. Люди из нее ходили словно в униформе: хорошие плащи с переливающимися пуговичками, дорогие темно-синие или черные костюмы в полосочку, белоснежная рубашка, галстук, лайковые перчатки, потрясающие штиблеты, в которые можно было смотреться как в зеркало, белоснежные носочки, белый шарфик. В фильме "Место встречи..." рядом с братвой из "Черной кошки" находится щипач, которого играет Ваня Бортник. Этого никак не могло быть: щипачи залезали в карманы прохожим, на них устраивали облавы, из-за этого попадались "солидные" люди. Бандиты щипачей не любили и к себе их не допускали. Я все это отлично знал, так как сам прошел школу щипача. У меня и фуражка была особая, с клиньями и коротким козыречком, куда была вшита половинка бритвы...
Выдающимся фильмом "Место встречи..." сделал Высоцкий. В сериале его Жеглов - антагонист Шарапова. На съемках Высоцкий и в самом деле невзлюбил Конкина - ему не нравилась игра партнера, и это очень способствовало тому, что ссоры и споры их героев выглядели достоверно. Еще Владимир Семенович сомневался, стоит ли ему терять целый год жизни, погружаясь в многосерийный проект, просил организовать для него особый режим съемок, но затем он сам снял несколько сцен, подменяя уехавшего Говорухина, и даже думал о продолжении фильма. Из продолжения должно было стать ясно, за что Жеглов получил орден Красной Звезды.
Но все могло быть иначе и, может быть, еще интереснее. Шарапова должен был играть Николай Губенко, харизматичный артист и очень сильный человек, партнер Высоцкого по "Таганке". Но против этого возражал Высоцкий - он сказал, что их актерские манеры похожи. А против кандидатуры Конкина возражали братья Вайнеры, им казалось, что бывший фронтовой разведчик должен выглядеть иначе. Но Говорухина актер устраивал, и он настоял на своем.
Светлана Светличная (в фильме она Надя, сестра Ларисы Груздевой):
Это был период, когда у меня не было приглашений, и я уже думала, что покончила со своей профессией. Но вот раздался звонок, и Говорухин сказал, что хотел бы меня видеть в "Место встречи изменить нельзя". Во время съемок Володя Высоцкий сказал о моей героине: "Не стану я называть ее по имени-отчеству. Я буду говорить: "Надюша, скажите..." И мне стало так легко! За отношением к героине я почувствовала отношение ко мне. А Говорухин добавил: "Пусть она будет на кухне. Когда происходят неприятности, женщины или много едят, или прибираются, или стирают". Поэтому моя Надюша была с тарелкой и полотенцем, и это физическое действие мне очень помогло. Когда прошли все серии, мне позвонили родители и спросили: "Светлана, кого же ты там играла?" Они меня не узнали!
Нина Корниенко (в фильме "Место встречи..." она исполняла роль Шуры):
...Во время съемок "Места встречи..." моей главной проблемой было долететь до Одессы. Театр сатиры играл на гастролях в Магнитогорске, и я должна была купить билет до Москвы, потом до Одессы. Это было практически невозможно. Но я каким-то непостижимым образом все проделала - как будто мне что-то помогало. На съемках я пробыла три дня. Высоцкий жил в маленькой гостинице при самой киностудии, а мы с Конкиным - в большой гостинице, подальше. Виделись мы только во время еды и на съемочной площадке. Во время съемок вокруг меня, кроме Конкина и Высоцкого, были не актеры, а простые одесские женщины, участвовавшие в массовке. Репетиций не было, мы собрались - и сыграли. Перед съемками пару раз повторили, "на всякий пожарный", и сняли сцену с первого дубля. Кто-то из участвовавших в массовке одесситок в процессе съемок разрыдался. Я плакала - и они мне помогали своими всхлипываниями.