Предполагается, что единый поставщик (в законопроекте он именуется уполномоченной организацией) станет посредником по доставке контента телеканалов сторонним видеосервисам, которые дают пользователям возможность смотреть телевидение через интернет на любых устройствах, включая смартфоны и планшеты. В числе таких платформ - ivi, Megogo, Okko, Мегафон-ТВ.
Уполномоченную организацию будет выбирать Роскомнадзор. По замыслу авторов законопроекта - главы комитета по информационной политике Леонида Левина и его первого заместителя Сергея Боярского - вещатели, взаимодействуя с единым поставщиком, смогут контролировать процесс распространения телеканалов в интернете и препятствовать любым попыткам третьих лиц вносить какие-либо изменения в видеоконтент. Видеосервисы под угрозой блокировки не смогут распространять контент телеканалов в обход "единого окна". Они также обязаны будут использовать программное обеспечение - плеер единого поставщика контента.
Уполномоченная организация должна иметь договоры с вещателями не менее чем двух третей телеканалов первого и второго мультиплексов (В них входят Первый канал", "Россия 1", "Матч ТВ", НТВ, "Пятый канал", "Россия К", "Россия 24", "Карусель", ОТР, "ТВ Центр", "Рен ТВ", "Спас", СТС, "Домашний", ТВ-3, "Пятница", "Звезда", "Мир", ТНТ, "Муз-ТВ"). Ей также должно принадлежать право использования программного обеспечения в объеме, необходимом для реализации возложенных на нее полномочий. Наконец, она обязана соблюдать ограничения по участию и контролю со стороны иностранного капитала.
По мнению депутатов профильного комитета, в законопроекте недостаточно четко прописано, сколько поставщиков видеоконтента будет создано в России. Устранить этот недочет, а также более четко прописать критерии отбора таких организаций (если их все-таки может быть несколько), законодатели рекомендовали при доработке поправок.
Участники рынка полагают, что поставщиков ТВ-контента должно быть несколько.
"Нам кажется правильным наличие нескольких уполномоченных организаций, осуществляющих доступ к данному контенту, включая самих вещателей. При этом мы выступаем за единое информационное пространство и за доступность эфира первого и второго мультиплекса в неизменном виде во всех средах распространения контента, включая интернет", - сообщил "РГ" представитель "Мегафона".
В МТС настаивают на исключении монополии уполномоченной организации и на закреплении возможности владельцев Интернет-сервисов работать напрямую с вещателями. В компании полагают, что необходимо исключить и возможность использования единственного плеера, так как это приведет к отставанию технологий для телесмотрения.
В "ВымпелКоме" (бренд "Билайн") не поддерживают законопроект, считая, что в текущем виде он не решит проблему обеспечения единого информационного пространства. "Тем более, что этот вопрос решен в другом законе, в соответствии с которым операторы обязаны транслировать два мультиплекса во всех средах, что операторы и делают", - отметили в компании.
Ранее отрицательные отзывы на поправки направили Ассоциация кабельного телевидения России и Ассоциация региональных операторов связи "Ростелесеть".
Легальный рынок онлайн-телевидения каждый год прирастает более чем на 30%, рассказал "РГ" гендиректор аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков. Это самая впечатляющая динамика из всех сегментов рынка телекоммуникаций. По итогам года он может достигнуть 21,5 миллиарда.
Существует три основных подхода к монетизации видеостриминговых сервисов: доход от рекламных роликов, от подписки пользователей, плату за просмотр конкретного контента. Основной вклад в доходы видеосервисов вносит платная модель, уточняет Кусков.
Согласно исследованию агентства BrandScience, за последние полгода за просмотр видеоконтента в интернете платили только 27% российских зрителей. При этом результаты аналогичного исследования 2017 года говорят о том, что культура платного потребления контента в России развивается: на тот момент доля платящей аудитории составляла 12%.