11.11.2019 19:58
    Поделиться

    Руководство ЕВРАЗа рассказало о причинах успеха компании на рынке

    Успех приносит последовательная реализация стратегии компании
    Недавно компания ЕВРАЗ подтвердила амбициозные планы по увеличению доли готовой продукции производства ЕВРАЗ НТМК и ЕВРАЗ ЗСМК: к 2024 году намечен рост в полтора раза - до 8,4 миллиона тонн, или 78 процентов от всех объемов реализации комбинатов.
    Пресс-служба ЕВРАЗа

    О реализации стратегии компании "РГ" рассказал старший вице-президент ЕВРАЗа по коммерции и развитию бизнеса Алексей Иванов.

    Алексей Александрович, ставя такую высокую планку, вы рассчитываете, что на внутреннем и внешних рынках будет достаточный спрос на прокат?

    Алексей Иванов: Мы видим стабильный уровень потребления стали и существенный потенциал роста на российском рынке, ключевом для нас. По итогам 2019 года спрос на металлопрокат в России в целом вырастет примерно на 3,1 процента, при этом по некоторым продуктам рост может достигать 13 процентов. В 2020 году темпы общего роста прогнозируются еще более высокими - 3,8 процента, объем потребления проката может составить 44 миллиона тонн. До 2024 года включительно поддерживать спрос помогут реализация нацпроектов, утвержденных правительством РФ, реализация нашей стратегии по увеличению доли строительства из металлоконструкций, а также масштабные планы РЖД по расшивке Восточного полигона. Хорошие перспективы для развития экспортного потенциала просматриваются на рынке Юго-Восточной Азии, где продукция ЕВРАЗа хорошо известна и востребована.

    Основной вклад в развитие продуктовой линейки должны внести инвестпроекты?

    Алексей Иванов: Верно. Мы определили несколько ключевых проектов в тех отраслях и продуктах, по которым у ЕВРАЗа есть собственная сильная экспертиза и компетенции, уверенные рыночные позиции. Это прежде всего строительство интегрированного листопрокатного комплекса (ЛПК) на ЕВРАЗ ЗСМК мощностью 2,5 миллиона тонн в год и модернизация рельсобалочного цеха на ЕВРАЗ НТМК. Наши инвестиции в проект ЛПК, по последним оценкам, должны составить около 647 миллионов долларов, в рельсобалочное производство - около 180 миллионов.

    За счет запуска ЛПК вы планируете добавить на российский рынок 1,5 миллиона тонн плоского проката. Что должно способствовать реализации таких планов?

    Алексей Иванов: Исторически мы имеем сильную рыночную позицию по листу в Сибири: до 2013 года он производился на стане Кузнецкого металлургического комбината, вошедшего в состав Объединенного Западно-Сибирского меткомбината. Свернув это производство, которое стало нерентабельным из-за устаревших технологий, мы сохранили понимание рынка и хорошие позиции по продажам листа нашей трейдинговой компанией ЕВРАЗ Металл Инпром. Я думаю, замещая в продажах сторонний лист и удовлетворяя дополнительные потребности контрагентов, мы сможем реализовать заявленные объемы на наших домашних рынках в Сибири и на Урале, а также в центральной части страны. У нас выстроены долгосрочные отношения с потребителями - прежде всего со строителями и трубниками, мы видим их энтузиазм в отношении проекта ЛПК.

    По итогам 2019 года спрос на металлопрокат в России вырастет примерно на 3,1 процента

    Вы уже выбрали технологию для комплекса? Что она даст для продуктовой линейки?

    Алексей Иванов: Мы закладываем в проект новейшую технологию, которая позволит выпускать прокат толщиной от 0,8 до 16 миллиметров, производить его в рулонах и делать листовую нарезку. Хотя мы говорим о горячей прокатке, ожидаемое высокое качество сверхтонкого листа или рулона толщиной 0,8 миллиметра открывает хорошие перспективы по замещению холоднокатаного проката. Но это долгосрочные планы.

    Модернизация рельсобалочного цеха нацелена на увеличение объемов или на расширение ассортимента?

    Алексей Иванов: Это комплексная история. Мы переведем производство крупносортной балки в цех по прокату широкополочных балок, а на модернизированном стане освоим выпуск среднего и малого сортамента и таким образом дополнительно сможем делать около 280 тысяч тонн балки в год. Также нарастим производство шпунта примерно на 55 тысяч тонн в год - видим потенциал как импортозамещения, так и развития экспорта. И, конечно, этот проект позволит полностью удовлетворять потребности РЖД в рельсах даже в моменты пикового спроса и расширить наши международные поставки.

    В последние годы объем российского рынка балки составляет около 800 тысяч тонн. Какие прогнозы позволяют серьезно увеличить предложение?

    Алексей Иванов: По нашим оценкам, к 2024 году в России может возникнуть дефицит балки, если не развивать мощности. Уже в 2019 году спрос на балку в стране вырастет на 10-13 процентов благодаря активному развитию стального строительства и нашей программе по продвижению балки в качестве основного конструкционного элемента в строительстве. Чтобы обеспечить перспективные потребности рынка, нам нужно уже сейчас заниматься расширением производства и развитием сопутствующей инфраструктуры - сети хабов и сервисных центров. Не буду открывать все карты, но сейчас мы работаем еще над двумя интересными проектами, которые в перспективе будут очень удобны для потребителей балки.

    Цены на сырье и сталь снижаются. Не рискованно ли вкладывать сейчас средства в новые мощности?

    Алексей Иванов: Надо понимать, что снижение цен в первую очередь отражается на доходности продаж стальных полуфабрикатов - по сути, тех же commodities. Наши проекты направлены не на расширение сталеплавильных мощностей, а на создание продукции высокого передела, спрос и цены на которую более устойчивы к кризисным явлениям. Таким образом, мы будем замещать часть продаж полуфабрикатов и снижать риски волатильности цен. Не стоит забывать и о цикличности рынка. С точки зрения финансовых рисков мы не планируем привлекать заемные средства на проекты и намерены финансировать их из операционного денежного потока компании. В целом мы считаем правильным инвестировать внизу цикла, чтобы подготовиться к росту. Если говорить об управлении капитальными вложениями в этот непростой период, то у компании есть успешный 10-летний опыт управления CAPEX в волатильной среде с большим уровнем долга - притом что на конец первого полугодия 2019 года чистый долг ЕВРАЗа составлял 3,65 миллиарда долларов, или всего 1,1 EBITDA. Решения, которые мы принимаем, вполне осознанны и просчитаны.

    А что должно поддерживать позиции ЕВРАЗа на спаде отраслевого цикла до запуска проектов?

    Алексей Иванов: То же, что и на пике, - последовательная реализация стратегии компании. Мы выделяем для себя несколько ключевых факторов успеха: внимание к вопросам безопасности труда и экологии, развитие наших сотрудников, активов, клиентских отношений, продуктовой линейки и, конечно, Бизнес-систему ЕВРАЗа (БСЕ). БСЕ - это подход к работе, который предполагает достижение амбициозных целей через непрерывное улучшение процессов и вовлеченность каждого сотрудника ЕВРАЗа, от рабочего до топ-менеджера. Мы занимаемся развитием БСЕ с 2010 года, сейчас программа повышения эффективности в рамках БСЕ ежегодно дает компании эффект в размере 3 процентов от затрат, или около 300 миллионов долларов вклада в EBITDA. За счет этого мы сохраняем низкую себестоимость на всех этапах производства и остаемся конкурентоспособными на российском и мировом рынках. Конечно, важен контроль долговой нагрузки, и здесь мы не хотим выходить за пределы 4 миллиардов долларов чистого долга.

    Что включает в себя работа над эффективностью?

    Алексей Иванов: В основном это различные мероприятия по снижению затрат и повышению производительности на наших предприятиях. Например, организация рассева и отгрузки кокса разных фракций позволит получить дополнительный эффект более 230 миллионов рублей в год, оптимизация донного перемешивания в стальных конвертерах - более 370 миллионов рублей. Важно, что множество идей исходит от людей, непосредственно занятых на производстве. Они видят возможности для совершенствования процессов и условий труда, предлагают конкретные решения. Как человек, приверженный культуре улучшений и курирующий БСЕ, я рад, что все больше людей в компании разделяют методы и принципы нашей Бизнес-системы. Они готовы брать на себя больше инициативы, нести ответственность и в итоге получать признание за успешный результат.

    Одна из актуальных для металлургов тем - цифровизация производства. На ваш взгляд, как это повлияет на бизнес компаний, в том числе ЕВРАЗа, и их кадровый подход?

    Алексей Иванов: Металлургам будут нужны высококвалифицированные специалисты, потому что рутинная работа действительно будет автоматизирована. И это повышает привлекательность отрасли для будущих выпускников: она больше не воспринимается как консервативная и неповоротливая. Цифровизация, позволяющая использовать накопленные в процессе автоматизации массивы данных, важна для бизнеса по многим направлениям. В качестве примера могу привести экспертную систему на ЕВРАЗ ЗСМК, которая осуществляет сценарное планирование всей производственной цепочки. Используя "цифровые двойники" каждого передела, мы можем максимально эффективно планировать выплавку стали за счет оптимального состава шихты, уровня энергоресурсов, расходных материалов. С одной стороны, мы повышаем эффективность бизнеса, с другой - потребляем меньше ресурсов и производим меньше отходов, способствуя тем самым реализации глобальных целей устойчивого развития. Эта тема становится все более важной в глазах власти, бизнеса и экспертного сообщества. При этом большой вклад в подготовку цифровизации вносит БСЕ, поскольку успешные проекты в этой сфере реализуются только на базе правильной культуры. Вы не сможете получить выгоду от инвестиций в цифру, если в этом не будут заинтересованы люди.

    Поделиться