С трудностями столкнулись аграрии, применяющие единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). С 1 января 2019-го они стали плательщиками НДС. Компании, чей доход от реализации товаров в прошлом году не превысил 100 миллионов рублей, могут получить освобождение от этого налога. В текущем году планку опустили до 90 миллионов. Затем, чтобы претендовать на льготу, доход должен ежегодно снижаться на 10 миллионов рублей - с тем, чтобы к 2022-му достичь 60 миллионов. Остальные предприятия, применяющие ЕСХН, теперь обязаны платить НДС.
В результате ряд сельхозпроизводителей лишился клиентов-предпринимателей, использующих льготные налоговые режимы. Здесь следует пояснить, что компании, которые находятся в общей системе налогообложения и платят НДС, могут получить вычет на сумму входного налога. Однако те, кто от НДС освобожден, сталкиваются с удорожанием товара - и сотрудничество с плательщиками НДС теряет для них привлекательность.
Параллельно с 1 января 2019-го ставка налога на добавленную стоимость в нашей стране увеличилась с 18 до 20 процентов. Многих производителей продовольствия это повышение не затронуло - для них продолжил действовать льготный десятипроцентный НДС. Преференция распространяется на молочную, рыбную и мясную продукцию, (не считая деликатесов) яйца, хлеб, крупы, овощи и ряд других категорий товаров. С 1 октября 2019-го, после пятилетних обсуждений, к льготному перечню добавили фрукты и ягоды.
Однако есть аграрии, для которых законодатели не предусмотрели никаких послаблений. Среди них - производители пушнины, чей годовой доход превышает 100 миллионов рублей.
- В 2018-м мы реализовали продукцию на 200 с лишним миллионов рублей и, соответственно, не смогли воспользоваться освобождением от НДС, - говорит Владимир Рябичка, директор крупного калининградского зверохозяйства "Агрофирма Багратионовская", аграрий с 55-летним стажем. - Поэтому сейчас все индивидуальные предприниматели, которые сами не являются плательщиками НДС, от нас отвернулись. А таковых среди наших клиентов большинство. По итогам 2019-го доходы хозяйства едва ли превысят 80 миллионов рублей - это практически трехкратное падение. Расходов при этом меньше не стало. У нас работают 150 человек, все получают белую зарплату, мы платим НДФЛ и отчисления в страховые фонды. А ведь есть еще коммунальные и энергетические ресурсы, которые все время дорожают, корма. Делать индивидуальным предпринимателям 20-процентные скидки, взяв на себя оплату НДС, мы не можем, выручка в таком случае даже не превысит себестоимость изделий.
Законопроект, который инициировала Парламентская ассоциация Северо-Запада России, должен помочь таким сельхозпроизводителям.
- Мы подготовим федеральную инициативу, согласно которой хозяйства, получающие ежегодный доход ниже 800 миллионов, будут освобождены от уплаты НДС, - отмечает председатель комитета по аграрному комплексу и продовольствию Законодательного собрания Вологодской области Владимир Буланов. - В нашей климатической зоне аграрии вынуждены бороться с низкой урожайностью, влиянием погодных условий, поэтому рентабельность предприятий невысока. Увеличение налогов приведет к банкротству многих хозяйств.
При этом важно, чтобы уровень дохода, попадающий под освобождение от НДС, не понижался с каждым годом, - развивает тему глава калининградского зверохозяйства. - Только представьте себе: руководитель компании должен думать не о росте производства, а о сокращении продаж. Это же противоречит всем принципам ведения бизнеса! И, что самое главное, поправки необходимо утверждать безотлагательно. Мы дважды ездили в Госдуму РФ, рассказывали членам комитета по аграрным вопросам о наших проблемах. Депутаты планируют сначала оценить промежуточные результаты и уже потом, не ранее следующего года, принимать решение. Но боюсь, если все затянется, мы и наши коллеги по несчастью до спасительных поправок не доживем, уйдем с рынка.
В Новгородской области, по словам председателя регионального некоммерческого партнерства КФХ, сельскохозяйственных кооперативов и ЛПХ "Вече" Ивана Пиреева, зарегистрировано 795 фермеров. Налог на добавленную стоимость перечисляют государству не более десяти процентов хозяйств, и в основном речь идет о льготной десятипроцентной ставке.
- Поэтому вопросы уплаты НДС заботят нас меньше, чем вопросы уплаты транспортного налога и налога на имущество, - подчеркивает Иван Пиреев. - Я возглавляю фермерское хозяйство и кооператив. Мы получили несколько грантов, построили оптово-распределительный центр с овощехранилищем и цех предпродажной подготовки картофеля и овощей производительностью 15 тысяч тонн в год. Стоимость имущества оценивается в 140 миллионов рублей. 2,2 процента от этой суммы, то есть около трех миллионов рублей, мы должны ежегодно перечислять в региональный бюджет. Хотелось бы, чтобы аграриев, реализующих инвестиционные проекты, от этого финансового обязательства освободили, хотя бы на период окупаемости вложений.
Ставку налога на имущество субъекты РФ устанавливают самостоятельно. Существует ограничение Налогового кодекса (НК) РФ - она не должна превышать 2,2 процента. То есть на Новгородчине предпринимателей облагают этим налогом по-максимуму. Что касается транспортного налога, НК РФ также дает региональным властям простор для действий. Субъекты вольны как увеличить, так и уменьшить федеральные ставки максимум в десять раз.
К примеру, владелец грузовика с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил, согласно НК РФ, должен платить 8,5 рубля за каждую "лошадку". В Новгородской области эту планку подняли до максимально возможных 85 рублей. В большинстве регионов СЗФО, впрочем, тоже узаконили максимальные ставки. Но есть и исключения. Так, в Мурманской области ставка для самых мощных грузовиков составляет 24 рубля за одну лошадиную силу, в НАО - 60 рублей.
- Тракторы и специализированная сельхозтехника освобождаются от транспортного налога на федеральном уровне, но на обычные грузовики, без которых фермерам сложно работать, льгота не распространяется, - продолжает Иван Пиреев. - При этом транспорт в аграрных хозяйствах используется три-четыре месяца в году, а налоги мы платим, как будто бы эксплуатируем его круглогодично. Льготы, связанные с НДС, безусловно, важны для отдельных сельхозпроизводителей, но этот вопрос требует корректировок федерального законодательства. В то же время пересмотреть транспортный налог и налог на имущество, облегчив работу сотням фермеров, региональные власти могут уже сейчас.