Новости

13.11.2019 20:50
Рубрика: В мире

Машина вне времени

ЕС даст бой "электронным отходам"
Анекдоты про темпераментных итальянцев, под Новый год выбрасывающих из окон старые телевизоры и стиральные машины на головы несчастных прохожих, могут навсегда остаться в прошлом. Как передает "Немецкая волна", Еврокомиссия подготовила новую директиву, призванную заметно продлить жизнь бытовой технике и прочим гаджетам, которые после поломки превращаются в "электромусор" и загрязняют планету. Для своего ноу-хау еврочиновники придумали прогрессивное название "экодизайн". Тем временем бизнесмены отнеслись к инициативе Брюсселя сдержанно, ведь им, очевидно, придется поставлять на рынок меньше продукции.

В список попали холодильники, пылесосы, посудомоечные машины, дисплеи, электродвигатели и даже сварочное оборудование. Производителей обяжут поставлять к ним запчасти, которые позволят увеличить срок эксплуатации приборов как минимум на 7-10 лет. А это, в свою очередь, позволит сэкономить к 2030 году 167 тераватт-часов энергии и снизить выбросы углерода в атмосферу на 46 миллионов тонн. Чиновники в Брюсселе скрупулезно подсчитали, что примерно столько ежегодно потребляет одна Дания с населением более 46 миллионов человек. Индивидуальные потребители получат экономию около 150 евро в год, говорится в разъяснении на сайте Еврокомиссии. Впрочем, все не так просто. Ведь нигде не сказано, что запчасти будут бесплатными. И если их начнут продавать по заоблачным ценам, то никакой ремонт не окупится. Кроме того, на рынки сбыта в странах, не входящих в Евросоюз, новый регламент распространяться не будет, а значит, у производителя развязаны руки. Наконец, в список, как видно, не вошли смартфоны, планшеты и другие средства связи. Так что известные концерны, выпускающие каждый год флагманы-новинки, вздохнули с облегчением. Между тем именно гаджеты для коммуникации составляют самое массовое производство. В тех же США их утилизация регулируется специальными законами лишь в 19 штатах, в остальных же вышедшие из строя мобильники отправляются в контейнеры с общим мусором. По подсчетам ООН, в прошлом году наша планета получила в нагрузку почти 50 миллионов тонн электронных и электрических отходов, на европейский континент пришлось около 12 тонн. При этом перерабатывается в лучшем случае всего лишь треть. Для сравнения: в 2014-м "электромусор" составил менее 42 тонн, но и этот колоссальный объем можно было сравнить с миллионом грузовиков, растянувшихся на пол-экватора.

Между тем

Бельгийская экологическая группа "Завтрашний день" (Demain) потребовала закрыть сверхкороткие авиационные маршруты в Европе для очищения атмосферы от вредных выбросов. По данным активистов, полет от города Маастрихт в Нидерландах до бельгийского населенного пункта Льежа, расстояние между которыми составляет 38 километров, длится всего девять минут. Однако за это время лайнер сжигает 1,5 тонны керосина. В "черные списки" экологов попала авиакомпания катарских авиалиний Qatar Airways, регулярно совершающая такие рейсы. Защитники окружающей среды настаивают также на закрытии авиасообщения между Льежем и Кельном (120 километров), а также с городом Гайленкирхен (56 километров).

Правительство Нидерландов также приняло революционные меры по защите экологии, которые, по всей вероятности, не обрадуют водителей. На автобанах с 6.00 до 19.00 будет снижена скорость движения до 100 километров в час. Это произойдет также на трассах, где скоростной лимит составлял ранее 130 километров. Премьер-министр Марк Рютте пояснил, что нововведение является частью общего климатического пакета, который вскоре будет представлен населению. Объединение нидерландских продавцов автомобилей раскритиковало планы кабинета министров. Специалисты считают, что ситуацию в экологии улучшить не удастся, зато дополнительные "пробки" на дорогах гарантированы.

Подготовил Александр Саможнев

В мире Европа Международные организации Европейский союз