Во втором по величине городе Алтайского края, где проживает более 200 тысяч человек, трудности с вывозом твердых коммунальных отходов (ТКО) начались еще в январе. А в октябре на нескольких крупных контейнерных площадках отходы стали скапливаться с молниеносной скоростью. И региональный оператор их не торопился вывозить.
В мэрии "отходные" проблемы объясняют затянувшимся конфликтом регионального оператора с мусорным полигоном. Они уже полгода пытаются его разрешить в арбитражном суде, но пока безуспешно.
"В результате регоператор накопил долги за эти услуги, и полигон ограничил ему количество размещаемых отходов", - рассказал "РГ" начальник пресс-центра городской администрации Павел Сидоренко. В среднем за сутки на полигон завозили примерно 28-30 машин отходов. Сейчас - только 20 машин. "Но оператор не торопится гасить долг. А горожане исправно платят за вывоз мусора, собираемость у нас выше 86 процентов", - подчеркивает депутат Бийской гордумы Олеся Тырышкина. "Поскольку по закону отходы на полигон может складировать только регоператор, нам пришлось ввести в городе локальный режим ЧС на семи контейнерных площадках и привлечь другую организацию, чтобы их очистить", - пояснили в мэрии.
Из более 800 контейнерных площадок власти выбрали самые проблемные, прежде всего те, что находятся у школ и детских садов. И привели их в порядок. Но бийчане говорят, что чистыми они будут недолго, уже через неделю-другую здесь вновь все завалят отходами, если регоператор и полигон не договорятся.
Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин поддержал действия властей Бийска, объявивших режим ЧС. "Какими бы ни были причины остановки работы регоператора, город и его жители не должны страдать", - отметил Дмитрий Кобылкин. Эти слова министра вполне можно было бы адресовать властям и других городов. Ведь проблему действительно можно решить. Главное, не доводить ее до критической кучи мусора.
В Дагестане жители тоже постоянно жалуются на проблемы, связанные с вывозом мусора управляющими компаниями. В старейшем городе России Дербенте мэрия не стала объявлять ЧС, а просто отказалась от услуг регоператора. И решила создать свою клининговую компанию.
Но очистить город - это полдела. Куда везти - вторая половина. В Ингушетии официальный полигон рассчитан еще на год. Нужно открывать новый. Нужны деньги. В регионе работает всего одно сортировочное предприятие. Пластик, стекло и картон везут на переработку в другие регионы страны. При этом в Ингушетии, за исключением Магаса, контейнеры для раздельного сбора мусора - большая редкость.
А в Тюмени из-за них разгорелся еще один "мусорный" скандал. И опять недопонимание между организациями. Регоператор потребовал от компаний, занимающихся сбором вторсырья, прекратить свою деятельность. Дескать, по закону вывозить и сортировать может только регоператор и его подрядчики. Но потом оказалось, что у них не хватило сил для раздельного сбора мусора.
Томичи вновь стали сетовать на заваленные отходами площадки. Администрация города отреагировала оперативно. Обязала регоператора вернуть организациям сетки для сбора мусора до 15 ноября.
Также оперативно пришлось подключаться к наведению чистоты и властям Челябинска в сентябре прошлого года. В городе тогда тоже наступил мусорный коллапс. Сейчас ситуацию стараются держать под контролем. А в Новосибирске проблема только зреет. И пик может наступить после 1 января 2020 года. Перевозчики обещают не прекращать работу до этого дня, несмотря на то, что регоператор задолжал им сотни миллионов рублей. А что потом?
Как видим, причины, по которым регионы столкнулись с мусорной проблемой, везде почти одинаковые - либо регоператору не хватает мощности, либо он погряз в долгах.
Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП "ЖКХ "Контроль":
- Не секрет, что многие компании, став региональными операторами, пришли на этот рынок неподготовленными.
Они, ранее не занимаясь этим видом деятельности, видимо, надеялись, что на мусоре можно быстро обогатиться. И не имели зачастую ни уставного капитала, ни специалистов, ни техники.
Но нередко и местные власти виноваты в доведении ситуации до кризисной. На мой взгляд, то, что произошло в Алтайском крае, показательно. Местные власти сначала сами создали чрезвычайную ситуацию, а потом сами же ее объявили. Причем с вывозом твердых коммунальных отходов не все благополучно во всем Алтайском крае. Об этом свидетельствует существенный разброс цен от разных региональных операторов. Где-то 40, а где-то и 200 рублей с человека в месяц. Есть вопросы к расчетам, к территориальной схеме, к темпам создания новых полигонов.
Считаю, нужно предусматривать ответственность региональных чиновников за ситуацию с регоператорами. Не секрет, что существует выдавливание с рынка игроков и замена их на более удобных. С этим должны разбираться правоохранительные органы. Не только на Алтае ситуация накалена. Причины? Нет инфраструктуры, полигонов. А когда открывают новые полигоны, то расценки у них в разы больше, чем у старых.
Не хватает контейнерных площадок. В начале года звучали обнадеживающие заявления от Российского экологического оператора, что могут быть предусмотрены средства для муниципалитетов на обустройство контейнерных площадок. До сих пор это решение не принято.
Подготовила Ольга Бухарова