Все, как у людей

В Гродно с гастролями приедет легендарный театр марионеток из Санкт-Петербурга
В Гродненском областном театре кукол 15-17 ноября пройдут гастроли знаменитого Санкт-Петербургского театра марионеток имени Деммени. Театр, который недавно отметил свое 100-летие, не случайно называют "легендой Петербурга".
Многое из вошедшего в практику театров кукол было впервые осуществлено в театре Деммени. Фото: Анжела Мнацаканян Многое из вошедшего в практику театров кукол было впервые осуществлено в театре Деммени. Фото: Анжела Мнацаканян
Многое из вошедшего в практику театров кукол было впервые осуществлено в театре Деммени. Анжела Мнацаканян

- Достаточно сказать, что многое из того, что вошло в практику театров кукол, было когда-то впервые осуществлено на нашей сцене, - говорит одна из старейших актрис театра, народная артистка России Фаина Костина. - Здесь впервые куклы стали исполнять произведения взрослой классики: Чехова, Сервантеса, Гоголя, Свифта. Здесь впервые, еще в 20-е годы, сняли игровое кино с куклами в качестве артистов - это был фильм "Макс и Мориц".

И первый кукольный телеспектакль - "Школяр в раю" - тоже родился здесь, в 1939 году, когда, по сути, в России и телевидения-то никакого не было, оно только-только зарождалось. И первая "кукольная опера" тоже прозвучала здесь. Фаину Костину, к слову сказать, принимал на работу сам Евгений Деммени. В следующем году она тоже отметит юбилей - 60 лет бессменно служит в этом необыкновенном театре. И, кажется, знает про него все.

Например, как Евгений Деммени, проходя в революционном Петрограде по Невскому проспекту, увидел в витрине сундук с театральными куклами из французского театра: Арлекин, Коломбина, Пьеретта... Разумеется, он, сам себя называвший "дворянином по происхождению, военным по образованию и актером по устремлениям", тут же купил этот ящик. Сундук не сохранился, а его содержимое до сих пор составляет важную часть театральной коллекции кукол. В Гродно, кстати, эти куклы тоже поедут: ведь кроме спектаклей петербуржцы покажут зрителям выставку самых важных своих персонажей.

Сколько сегодня хранится кукол в театре Деммени, не знает никто: наверное, сотни. Они теснятся в витринах, забретают в официальные кабинеты, выглядывают из многочисленных окон театра прямо на Невский, словно приглашая зайти... И каждый новый спектакль прирастает новыми обитателями - ведь брать героев "из подбора", как это бывает с театральными костюмами, в театрах кукол не принято. Только однажды, когда главный режиссер театра Эдуард Гайдай решил сделать спектакль "Куклы и клоуны", своеобразное приношение когда-то прогремевшему спектаклю Евгения Деммени "Цирк", он использовал в нем наряду с новыми персонажами кукол из того, прежнего спектакля. Да еще в "Гулливере в стране лилипутов" играют свои роли куклы-ветераны: первый вариант этого спектакля явился на сцену театра в 1928 году. В прошлом ему исполнилось 90. Таких спектаклей-долгожителей нет, наверное, больше ни в одном театре.

Есть в театре и героические куклы - например, те, кто прошел Великую Отечественную войну вместе с артистами - участниками фронтовых бригад

В фойе - ажиотаж: только что художник Екатерина Аксенова принесла артистам своих новых питомцев - кукол для спектакля по китайской народной сказке "Дракон и золотая черепаха". Их тут же опробуют в деле. Артист Вячеслав Попов так ловко орудует выразительными руками своего "мандарина", что кажется, будто тот сам, без посторонней помощи, перебирает бусины четок.

А на гастроли Театр марионеток Деммени привезет два спектакля "Любовь к трем апельсинам" по сказке Гоцци в постановке Дмитрия Лохова и "Крошка Енот" Эдуарда Гайдая. Почему именно на них пал выбор?

- Сказка Гоцци - спектакль для семейного просмотра, он будет интересен и детям, и взрослым, - говорит директор театра Наталия Лунева. - К тому же он у нас объездил уже много фестивалей, как говорится, увенчанный и прославленный. А "Крошка Енот" адресован самым маленьким зрителям.

Спектакль про Гулливера шел на сцене более 3200 раз в течение 50 лет. Фото: demmeni.ru

Важным мотивом было и то, что оба спектакля играют куклы-марионетки. И хотя в театре Деммени артисты работают с куклами разных систем - перчаточными, тростевыми, планшетными, к марионеткам здесь отношение особое.

- Они романтичны, они изы­сканны - не зря в период Серебряного века многие поэты, писатели, философы обращались к образу куклы-марионетки. И в театрах той поры они занимали видное место: скажем, номер "танец скелета" был очень популярен, - рассказывает Фаина Костина. - А еще марионетки необыкновенно ловки, они подобны цирковым гимнастам и вообще умеют многое, что недоступно даже хорошему драматическому артисту.

Актриса вспоминает, как во времена ее детства родители нередко говаривали: "Идем к Деммени!" И этот поход в театр был самым большим праздником.

Есть в театре и героические куклы - например, те, кто прошел Великую Отечественную войну вместе с артистами - участниками фронтовых бригад. Со спектаклем-памфлетом Самуила Маршака "Юный Фриц" актеры театра выступили на передовой более 650 раз. Никто из артистов, ушедших на фронт, не вернулся; из оставшихся многие погибли во время блокады. А куклы пережили и блокаду, и эвакуацию, чтобы вновь радовать зрителей своей неуемной энергией.

- Мы не первый раз отправляемся на гастроли в Беларусь, - говорит Наталия Лунева. - Со спектаклями и выставками наших кукол часто бывали в Минске. Сейчас нас увидит публика города Гродно. И это большая ответственность для нас. Ведь в Гродно работает прекрасный кукольный театр, возглавляемый талантливым режиссером Олегом Жюгждой.

Эти обменные гастроли стали возможны благодаря проекту Минкульта России "Большие гастроли-2019. Зарубежная программа".

Тем временем

А на сцене Театра марионеток имени Деммени 8, 9 и 10 ноября свои спектакли представил Гродненский областной театр кукол. Петербургской публике показали две музыкальные сказки, обе в постановке режиссера Олега Жюгжды и художника Ларисы Микиной-Прободяк - "Солнышко и снежные человечки" и кукольную комедию "Царевна-лягушка". Музыку к обоим написал Виталий Леонов. Все эти имена известны петербуржцам, ведь "взрослые" гродненские спектакли они не раз видели на сцене театра "Балтийский дом", где постановки Олега Жюгжды становились событиями фестиваля "Встречи в России".

- Естественно, в репертуаре у нас больше спектаклей для детей, - говорит Олег Жюгжда. - Из примерно 60 названий только 15 "взрослых". А в Петербург мы привезли самую что ни на есть детскую кукольную классику. "Солнышко и снежные человечки" ставили везде и всюду. А наша "Царевна-лягушка" - это мощный блокбастер в двух действиях, в котором много русских песен, актеры исполняют их "вживую". Для художественного решения взяты мотивы городецкой росписи.

Актер театра Вячеслав Попов осваивает нового персонажа из китайской сказки, которого сделала художница спектакля Екатерина Аксенова. Фото: Анжела Мнацаканян
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.