С одной стороны, все осознают, что без вертолетов не обойтись, самолеты их не заменят. Потребность в одних лишь санитарных бортах оценивается в сотни единиц, и спасает ситуацию только бюджет - на развитие санавиации за последние пару лет выделено 14 миллиардов, а в 2020-м транш составит сразу 15 миллиардов рублей. С другой стороны, о кардинальном обновлении парка говорить пока не приходится. Он, по данным члена президиума Ассоциации вертолетной индустрии Олега Худоленко, сейчас насчитывает около 1100 машин, из которых свыше 900 - отечественного производства, и их средний возраст не радует - 24 года.
Еще больше пугает средний возраст пилотов: неуклонно возрастая, он достиг 54 лет. Молодые в небо не рвутся, для них на всю страну одно училище в Омске, чья летно-техническая база оставляет, мягко говоря, желать лучшего, да и в преподавателях-инструкторах ощущается острая нехватка. Один из вариантов решения проблемы - открытие в партнерстве с авиакомпаниями специализированных лицензированных школ.
Радует то, что выпуск вертолетов постепенно растет, капремонтом и модернизацией имеющихся занимаются специализированные заводы, один из которых располагается в Тюмени. В партнерстве с родственным предприятием создан центр модульного ремонта, позволивший значительно сократить время восстановления двигателей.
Кстати, из Тюмени операторы наблюдают онлайн даже за полетами российских вертолетов, чьи экипажи работают в других странах, на разных материках по программам ООН. Ну и, конечно, отслеживают перевозки в российском воздушном пространстве. Как утверждает гендиректор базирующегося в регионе авиаперевозчика Андрей Мартиросов, сейчас у трех из четырех крупнейших вертолетных компаний планеты большие проблемы с бизнесом, и только четвертая - российская - получает прибыль.