Кина не будет? Закрывается "Соловей" на Красной Пресне

Самый многозальный кинотеатр во всей Восточной Европе - "Соловей" на Красной Пресне - прекратит работу 2 декабря. Напомним, собственники решили снести здание и на его месте построить комплекс апартаментов. Гендиректор "Мосфильма" Карен Шахназаров в беседе с "РГ" назвал это серьезной потерей, ведь "Соловей" - один из немногих синематографов, где идет долгий прокат. "Фильмы показывают до тех пор, пока на них продаются билеты, - отметил Шахназаров. - В большинстве киноцентров города система совсем другая".

То, о чем говорит глава "Мосфильма", в среде киноманов называется "парижской системой". Во Франции действует особая система кассовых сборов и форма господдержки национального кино. У нее достаточно много тонкостей, но суть одна: фильмы, даже старые классические, остаются в прокате до тех пор, пока они востребованы у более-менее значимой части аудитории. Это позволяет сделать субсидирование национального кинематографа: с каждого проданного билета берутся налоги, а потом они поступают в фонд поддержки национального кино. Так повелось еще с 50-х годов: за кино платит тот, кто его смотрит. Это стимулирует режиссеров делать не ежегодные "Елки" и "Бабушки...", а кино на все времена. Киношники знают: пока их ленту смотрят - существует национальный кинематограф. Поэтому во многих парижских синематографах (что мультиплексных, что камерных) почти всегда можно увидеть не только блокбастеры, но и "Зази в метро", "Французский канкан", "Амели"...

В российском, и в частности московском, кинопрокате законы попроще. Купил фильм, выставил на экран - показываешь две недели. Если идет спад посещаемости (пусть даже и не глобальный) - покупаешь новую раскрученную ленту. Как отмечает портал "Кинопоиск", в таких условиях вынуждены работать кинотеатры с малым количеством залов. Таких в России, согласно исследованию "Невафильм Research", абсолютное большинство. А на мегаплексы (центры, где больше 16 залов) приходится лишь 0,3 процента рынка. И "Соловей" как раз - в этом раритетном сегменте.

Можно долго рассуждать, почему так получилось. Как отмечает один из лидеров движения в защиту "Соловья", сотрудник одной из районных администраций Москвы Сергей Бочаров, этот центр был построен еще в 80-е, и в состав учредителей входили мощные объединения кинематографистов союзных республик. Возможно, именно это давало "Соловью" весомые козыри в борьбе за зрителя. В 90-е расцвела коммерция, но в "Соловье" (тут надо отдать должное хозяевам) во все времена сохранялась функция кинотеатра долгого проката. Например, "Амели", "Великая красота" шли тут по нескольку десятков недель и повторялись постоянно. Киноведы называли это эффектом библиотеки: к современным шедеврам и классике можно обращаться постоянно. Вести такую политику "Соловью", несомненно, позволяли 24 зала разной вместимости. Репертуар всегда можно держать широким, а поток зрителей перераспределять. Однако сейчас собственники изменили бизнес-планы и решили на месте киноцентра построить комплекс апартаментов.

Как убедился корреспондент "РГ", о закрытии "Соловья" 2 декабря посетителей оповещают плакаты на кассах с напитками и попкорном.Скорбь москвичей по "Соловью" видна с самого входа. За спинами охранников - стена, вся исписанная эпитафиями. "Кто теперь приютит любителей хорошего кино? В топку Голливуд", - пишет, например, 54-летняя Катя (так она сама представляется). Сотрудники кассового зала признаются: "Соловью" и вправду остались последние дни. В знак прощания со зрителями на витрины даже выставили сувениры - кружки с надписью "Соловей. R.I.P. (покойся с миром). Продаются они неплохо. Еще больше активности, чем возле театральных касс, наблюдается в социальных сетях. На портале Change.org появилась петиция за сохранение кинотеатра, которую уже подписали более 100 тысяч человек. Пишут жители многих районов: в "Соловей" ездят даже с окраин. Ведь аналогов - театров с артхаусом и долгим прокатом - практически нет. Защитники "Соловья" также указывают, что у его посетителей - особый культурный код. "Эти люди в большинстве своем не будут совмещать поездку в стандартный торговый центр за покупками с визитом в кинотеатр, - продолжает Сергей Бочаров. - Центр на Красной Пресне - это место, хорошо известное киношной общественности. Раньше был музей кино, где показывали старые фильмы киноклассиков. Студенты ВГИКа и других театральных вузов - постоянные посетители".

Народная волна вряд ли может повлиять на ситуацию, уверен столичный адвокат Владимир Постанюк.

"Если здание кинотеатра принадлежит на праве собственности юридическому лицу (например акционерному обществу), то вряд ли у посетителей и просто неравнодушных граждан получится как то повлиять на его закрытие и снос, - разъясняет правовед свою позицию. - Юридическое лицо вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом, принадлежащем ему на праве собственности. Оно вправе его продать, сдать, обменять и т.д".

И все же общественный резонанс наверняка сыграл свой аккорд в "соловьиной песне". Представители "Соловья" все же решили сохранить часть аудитории, при этом не отказываясь от бизнес-планов. Как рассказали "РГ" в пресс-службе сети киноцентров "КАРО", "Соловей" заключил с ними соглашение о сотрудничестве. "Целью соглашения является сохранение уникальной концепции киноцентра "Соловей" на нашей базе, - заявили в "КАРО". - Запланирована совместная работа по формированию специальной репертуарной программы с соблюдением ценовой политики "Соловья". Основной площадкой коллаборации станет киноцентр "Октябрь", но программа будет представлена также и в других кинотеатрах "КАРО" - КАРО Sky 17 Авиапарк, КАРО 7 Атриум, КАРО Vegas 22 и других".

Эстафету "Соловья" готовы подхватить и в "Москино". "На авторском кино у нас специализируются театры "Звезда", "Факел", "Салют", а в "Космосе" мы выпускаем классику в повторный прокат, - рассказала "РГ" гендиректор сети Светлана Максимченко. - Например, в декабре покажем "Небо над Берлином". Так что зритель сможет найти альтернативу киноцентру на Красной Пресне". Сеть городских синематографов в компании с "КАРО" действительно смогут потянуть значительный объем "Соловьиного" и другого арт-хаусного репертуара, но вряд ли создадут единое культурное пространство наподобие того, что пока есть на Красной Пресне.