14.11.2019 09:09
    Поделиться

    Когда у Новосибирской области появится региональный товарный знак

    На пленарном заседании второго Новосибирского торгового форума (НТФ) прозвучал вопрос: "Отдаете ли вы предпочтение местным товаропроизводителям, когда делаете покупки в супермаркетах?" Участники, все как один, подняли руки. Тренд на "местное" в ретейле с каждым годом становится устойчивее.
    Татьяна Кравченко

    Торговый форум прошел в рамках Сибирской продовольственной недели на площадке международного выставочного комплекса "Новосибирск Экспоцентр". В этом году акцент смещен на местные продукты и ретейл.

    Новосибирская область одной из первых в стране начала реализацию проекта "Сделано у нас". Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства региона уже в следующем году планирует внедрить систему добровольной сертификации и продвижения местных товаропроизводителей "Новый сибирский продукт" (НСП). Товары с этим знаком будут соответствующим образом стилизованы на полках торговых сетей, участвовать в промо-акциях, а производители, прошедшие сертификацию, смогут размещать свою продукцию на областных ярмарках.

    Кроме того, они получат поддержку организаций предпринимательской инфраструктуры (Региональный экспортный центр, областной Центр экспорта) в организации экспорта своей продукции.

    Впервые об этой инициативе минпромторг объявил год назад. Как отметил заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин, все процедуры, необходимые для регистрации знака, пройдены, и вот-вот будут получены документы из Роспатента. Желание пройти сертификацию изъявило около трехсот производителей. С продукцией многих из них можно было познакомиться на ярмарке "Сделано у нас", проходящей в рамках форума.

    - Собственный региональный бренд - это хорошо, он работает на узнаваемость товара и производителя. Но нужно, чтобы жители знали о нем и положительно к нему относились. Ведь, покупая новосибирское, мы даем возможность развиваться местным производителям. А это налоги, зарплата, новые рабочие места. Конечно, если для производителей будут дополнительные опции в виде льгот, преференций и организованного вхождения на рынки, то это пойдет только на пользу, - рассуждает директор и инициатор проекта NewKolhoz Константин Терещенко. - Но и производитель сначала должен заявить о себе, предложить такой продукт, чтобы его полюбили и захотели покупать. Сегодня новосибирцам не надо объяснять, что такое пелядь. А еще пару лет назад мы и представить не могли, что эту рыбу будут подавать в местных ресторанах, что она займет свое место на полках магазинов и будет пользоваться стабильным спросом у покупателей. Мы изменили вкус новосибирцев: раньше такую рыбу рассматривали исключительно как закуску, а сейчас ее готовят как самостоятельное блюдо.

    - Региональное брендирование - отличная идея. Это развитие территории, туризма и производства, повышение индекса посещаемости и узнаваемости, популяризация местных товаров. Товарный знак говорит еще и о качестве продукции, - поделилась своим видением производитель "Сибирской гранолы" Татьяна Ермакова.

    По словам министра промышленности, торговли и развития предпринимательства региона Андрея Гончарова, продукция местных товаропроизводителей в торговых сетях занимает от пяти до 55 процентов в общем объеме, средний показатель - 23 процента. Следующая задача - выход на международные рынки.

    По мнению президента Национальной ассоциации производителей и поставщиков региональных продуктов Ивана Меркулова (Москва), в каждом регионе есть три-четыре продукта, которые могут получить мировую известность. Достаточно вспомнить башкирский мед, вологодское масло, соловецкую сельдь, минусинский томат, осетинские пироги, белевскую пастилу, пензенский кленовый сироп, тульский пряник и так далее. Их отличает высокая добавленная стоимость.

    - Мы видим устойчивый тренд на местного производителя. Но он сталкивается с жесткой конкуренцией. Небольшой семейной ферме или пекарне приходится конкурировать с крупными поставщиками - заводами, фабриками. Поэтому на первый план выходит активная работа с местными производителями: нужно, чтобы их продукт действительно был качественным, свежим, вкусным, хорошо упакованным. С другой стороны, необходимо работать с торговыми сетями, - отметил министр Андрей Гончаров.

    На включенном в программу форума нетворкинге "Центр закупок сетей" производители имели возможность познакомиться с коммерческими службами ведущих ретейлеров региона и договориться о выходе товаров в торговые сети.

    "Ознакомиться с условиями поставок товара в нашу сеть можно на сайте. Они одинаковы для всех", - сообщила представитель компании "Лента" Светлана Плиска. На что участники обсуждения отреагировали множеством претензий: во многие крупные сети невозможно зайти, все решения принимаются в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре. В торговых сетях нет отдельного формата для местных производителей, предоставленных штучными товарами.

    Резидент новосибирского бизнес-инкубатора Исмаил Йашар, производящий турецкую пахлаву, уже год пытается зайти в торговые сети. Но небольшие объемы товара супермаркеты не интересуют, а увеличить производство предприниматель пока не может. Почти год пытается оформить в мэрии земельный участок под павильон - небольшую кофейню. Но и это непросто.

    Не все участники выставки "Сделано у нас" слышали о "Новом сибирском продукте". Социальные сети, сарафанное радио, свои постоянные покупатели - по-прежнему проверенный способ "дойти" до клиента. Это позволяет стабильно работать, продавать продукцию и развиваться. Но кто же откажется от помощи в продвижении товаров? Тем более когда участие в ярмарках и выставках стоит шестьдесят-девяносто тысяч рублей в сутки за место, что далеко не всем производителям по карману.

    Прямая речь

    Никита Кузнецов, директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции минпромторга РФ:

    - Сегодня меняются требования и нормативно-правовая база в сфере торговли. Разработан проект стратегии развития оптово-розничных рынков. Новизна документа в том, что он шире ставит задачи. В значительной степени упор сделан на поддержку малых и средних предприятий. Стратегия призвана равномерно обеспечить сферу торговли покупателями, а жителей - товарами в удобном для них месте. Это и развитие автолавок, мобильной форматов торговли. Мы просим представителей регионов активнее подключаться к обсуждению 90-страничного документа и вносить свои предложения.

    Поделиться