В Кузбассе управляющие компании оштрафовали на 50 миллионов рублей

В Кузбассе общая сумма штрафов, взыскиваемых с управляющих компаний, в этом году увеличилась вдвое - до пятидесяти миллионов рублей. И это связано не столько с "мусорной" реформой, сколько с проблемами, накопившимися в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Татьяна Кравченко

- У нас на десять улиц частного сектора всего четыре небольших мусорных контейнера, а ближайший к нашему дому - в нескольких сотнях метров. При этом квитанции на оплату услуг регионального оператора получаем регулярно, - рассказал житель города Березовского Константин. - В УК нам сказали: если контейнера нет, то платить за вывоз мусора не надо. Мы и не платим. Полиэтиленовые пакеты, бумагу и прочий хлам сжигаем в печке, а золу высыпаем на дорогу. Конечно, будь под рукой контейнер, то пользовались бы. Но, говорят, их количество у нас соответствует нормам накопления отходов. Хотя вряд ли те, кто устанавливал эти нормы, брали во внимание ту же золу. А ведь ее образуется довольно много, учитывая не самое высокое качество угля, используемого для бытовых нужд.

Недавно минприроды РФ разъяснило, что в нормы накопления входит весь мусор, в том числе строительный и крупногабаритный. Зола тоже относится к ТКО, вот только ссыпать ее в контейнеры горячей запрещено. Между тем расплавленные мусорные баки - не такое уж редкое зрелище в кварталах малоэтажной застройки. Как, впрочем, и груды старой мебели во дворах многоэтажек.

- Вывозить крупногабаритные ТКО обязан регоператор, и в Кемерове, например, для этого используют специальный транспорт, который периодически объезжает территории, - уточнила начальник областной Госжилинспекции Ирина Гайденко. - Если же с вывозом проблемы, обращайтесь в ГЖИ, и мы выдадим регоператору предписание. Как правило, именно за невыполнение наших предписаний и назначают штрафные санкции в сфере обращения с ТКО. Такие факты выявляем постоянно. В то же время, когда во дворе нет контейнеров, несмотря на оформленные договорные отношения, а плата жителям начисляется, штрафы для УК и ресурсоснабжающей организации относительно низкие. Потому появление новой коммунальной услуги на общую сумму административных санкций, в отличие от других их видов, практически не повлияло.

При этом поток обращений, связанных с бытовыми отходами, не ослабевает. Почти за полтора года работы с регоператором зоны "Юг" уже приобретена солидная судебная практика. На счету ГЖИ - около шестидесяти выигранных процессов в инстанциях разного уровня, вплоть до Верховного суда. Учтенный "южный" опыт позволяет пока не доводить до судебных разбирательств в зоне "Север", где регоператор приступил к обязанностям с июля 2019 года. По крайней мере, во всех случаях начисления платы за фактически не оказываемые жителям услуги сделан перерасчет.

В то же время представитель одной из УК, работающей на севере региона, посетовал: раньше сотрудничали со спецавтохозяйством, у которого были свои контейнеры под мусор, а теперь приходится заключать новые договоры аренды, увеличивая затраты.

- Обязанность по приобретению и установке контейнеров в Кузбассе можно было включить в тариф регоператора, но этого не сделали, и она лежит на собственниках. Поэтому на юге области проблему нехватки контейнеров решали за счет областного бюджета. Такая же заявка сформирована и для зоны "Север", - уточнила Ирина Гайденко.

Еще довольно остро на севере региона стоит другой вопрос: кто должен убирать контейнерные площадки. Когда жители жалуются на захламленность в ГЖИ, она выдает предписание управляющей компании. И если УК докажет, что площадку замусорили при выгрузке или погрузке, все претензии - к регоператору. Когда же грязно по другим причинам, за это, как и за состояние всего общедомового имущества, в ответе управляющая компания. Так, только за первое полугодие 2019-го в областную жилинспекцию поступило более пятидесяти жалоб на плохое содержание контейнерных площадок. Выездные проверки выявили шестнадцать нарушений (большая часть - в Междуреченске, Мысках и Новокузнецке).

А как быть, если контейнерной площадки нет вообще и оборудовать ее негде, поскольку отсутствует придомовая территория?

- В ряде районов области такие территории действительно не отмежеваны. В подобных случаях платформы под контейнерные площадки можно размещать только на муниципальных участках, а значит, нужно заключать договоры аренды с муниципалитетом. УК отведут участок, за содержание которого она будет отвечать. В городе Калтане так работают уже больше года, - пояснила Ирина Гайденко.