Главное условие, которое поставили судьи, - функциональное назначение постройки или помещения изменяться не должно.
Проверку положений Земельного кодекса РФ на соответствие Конституции РФ инициировала Ольга Гламоздинова из Ростовской области.
Будучи ревностной прихожанкой Церкви христиан адвентистов седьмого дня, она предоставила братьям по вере возможность проводить в своем частном доме в поселке Веселом богослужения - четыре часа один раз в неделю, а также зарегистрировать в ЕГРЮЛ свой адрес как адрес юридической организации.
Однако надзорные органы сочли, что собственница допустила нецелевое использование участка и оштрафовали ее на 10 тысяч рублей.
В свою очередь, Гламоздинова усмотрела в таком подходе нарушение ее конституционного права на свободное распоряжение частной собственностью, а также права на свободу совести и вероисповедания.
Представители органов власти, принявших и подписавших оспоренный нормативный акт, в целом посчитали нарушительницей саму Гламоздинову.
Выступление полномочного представителя президента РФ Михаила Кротова хоть и не сводилось к известному постулату о том, что "свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого", но было достаточно эмоциональным.
- Одно дело, когда семья решила помолиться. А если коллективные молитвы проводятся на постоянной основе? Как к этому относятся соседи? - задал он риторический вопрос в ходе публичных слушаний по делу. - У многих религий практикуются песнопения. Представьте, если 15-20 человек соберутся и начнут петь.
В свою очередь, полномочный представитель правительства РФ Михаил Барщевский обратил внимание судей на тот факт, что вид разрешенного использования земельного участка является исчерпывающим, то есть не предполагает расширительного толкования.
И если в документах указано, что участок - "для ведения личного подсобного хозяйства", то ничего иного владельцу закон не разрешает.
Изучив обстоятельства дела, Конституционный суд РФ пришел к выводу, что оспоренная норма не противоречит Конституции Российской Федерации, однако нуждается в конституционно-правовом истолковании.
Разрешение использовать частные дома для совершения религиозных обрядов отвечает духовным интересам граждан, считает суд, поскольку имеет большое значение для небольших религиозных организаций, не имеющих собственного имущества.
Однако приобрести частный дом и сделать его штаб-квартирой верующие не вправе.
"Не допускается преобразование частного жилья в культовое или административное помещение религиозной организации, - указал Конституционный суд РФ.
Как пояснила судья-докладчик по данному делу Людмила Жаркова, главный критерий - сохранение исходного функционального назначения постройки или помещения.
- Если часть жилого помещения предоставляется религиозной организации, но там продолжают жить люди, это не должно расцениваться как неправомерное поведение и основание для привлечения к административной ответственности", - пояснила она.
- При этом помещение должно предоставляться для проведения конкретного мероприятия и в целом оставаться жилым.
Дело Ольги Гламоздиновой подлежит пересмотру.