Вызовов, которые сейчас стоят перед архитекторами, предостаточно. Так, в Петербурге одна из первоочередных задач - это редевелопмент бывших промышленных территорий.
Александра Еремеева, кандидат архитектуры, доцент СПбГАСУ, обнародовала результаты исследований промзон Северной столицы, которые показывают, что заводские территории занимают чуть ли не половину городской земли в зоне доступности метрополитена. Идет разрыв городской ткани между историческим центром и спальными районами. В данный момент значительная часть этих территорий пустует. В последние годы на пустыри начинают приходить застройщики. Но Еремеева считает, что полностью отдавать эти территории под жилье рискованно. Эксперт приводит в качестве примера застройку у станции метро "Фрунзенская", где сейчас возводятся довольно высокие дома. И хотя там нет нарушений городских высотных регламентов, панорама южной части города меняется и растет плотность населения. И если застройка на бывших землях промышленности станет массовой, то антропогенная нагрузка на исторический центр возрастет.
Выходом, по мнению Еремеевой, может стать создание на бывших заводских территориях общественных пространств. Идей по преобразованию промзон у петербургских исследователей много, так, несколько месяцев назад в СПбГАСУ представили проект редевелопмпента Выборгской стороны.
Много вопросов у специалистов вызывает и ситуация с историческим центром.
Ксения Шарлыгина, главный архитектор ЛенНИИпроекта, обратила внимание на то, что цены на недвижимость в историческом центре снижаются. У эксперта эта динамика вызывает серьезное беспокойство.
- Еще лет 10-15 назад не было сомнений, что жилье в центре - это большая ценность, а сейчас мы слышим, что дышать нечем, гулять негде, эта невостребованность жилья в центре может привести к печальным последствиям, - обращает внимание Шарлыгина.
Она называет несколько причин снижения интереса к центру, среди них и последствия неудачных реконструкций доходных домов, которые проводились в последние 100 лет, и значительное количество ограничений, с которыми сталкиваются жильцы.
Одна из серьезных проблем исторического центра - это нехватка улично-дорожной сети. В Петербурге на урбанистических конференциях и во время совещаний в органах власти происходят оживленные дискуссии на эту тему. Одни специалисты говорят о необходимости запретить движение транспорта на ряде улиц, сделав их пешеходными, другие отмечают, что, наоборот, нужно еще больше заужать тротуары, чтобы увеличить пропускную способность дорог в центре.
И. о. заведующего кафедрой дизайна архитектурной среды СПбГАСУ Андрей Суровенков предлагает альтернативный вариант: открыть дворы. Суровенков изучил старые планы города и конкретных ансамблей и пришел к выводу, что до 1840 года дома в Петербурге изначально строились с возможностью прохода через дворы. Именно с этой возможностью проектировались целые кварталы. Это не считалось чем-то необычным. Аналогичные переходы создавались во многих европейских городах Средневековья и Нового времени, есть они в Париже, в Вене. Иногда создавались даже полноценные пассажи и тоннели в домах. И петербуржцу, жившему в городе в середине XIX века, значительно проще было ходить по Васильевскому острову или по Центральной стороне как раз благодаря тому, что тогда можно было свободно срезать путь через дворы.
В последние 10-15 лет собственники многоквартирных домов стали закрывать дворы на замки. Суровенков обращает внимание, что эта практика привела к тому, что коммуникации в историческом центре значительно ухудшились. Эксперт предлагает проработать нормативные акты и инициировать открытие дворов хотя бы в тех локациях, где обход получается слишком длинным. Что же касается безопасности жильцов, то Суровенков предлагает обратиться к опыту европейских городов, где смогли привлечь в такие проходы предпринимателей, открывших там кафе и сувенирные лавки. К тому же на ночь проходы закрываются.
На конференции обсуждались проблемы многих российских городов. Так, эксперты знакомили собравшихся с опытом сохранения наследия Туапсе, Мурома, Владикавказа. Кроме того, обсуждались вопросы реставрации и знаковых культурных объектов, например, заповедника Кижи в Карелии.
Стоит отметить, что сама конференция получилась довольно демократичной. Результаты изысканий озвучивали не только маститые ученые, но и независимые исследователи и градозащитники. Такой подход, как говорят в оргкомитете, объясняется тем, что вопросы архитектуры довольно глобальны, они затрагивают все сферы жизни человека и напрямую влияют на ее качество. Именно поэтому эта сфера должна быть открытой, чтобы архитекторы находились в диалоге с гражданами, для которых, собственно, городская среда и создается.