Андрей Александрович, в конце октября в Центре международной торговли в Москве прошел Международный таможенный форум 2019 - ключевое отраслевое событие года. Как оцениваете его результаты?
Андрей Баринов: Наконец форум обрел тот формат, который от него все ждали - это построение диалога таможни и бизнеса, без ставшей всем столь привычной, запрограммированной ожидаемости слов и жестов. Было предметное обсуждение выступлений по различным аспектам соприкосновения ВЭД и таможни. Руководство Таможенной службы, оставаясь внешне в глухо застегнутом мундире, показало, что его заботят не только проблемы собираемости платежей, но и жизнь участников внешнеэкономической деятельности.
Спасибо организаторам за четкую работу форума в этом году. Огорчило только отсутствие трансляции выступлений для тех, кого не вместили предоставленные для дискуссий помещения.
Известно, что на форуме вы не только выступали, общались с участниками, но и подписали одно из знаковых соглашений.
Андрей Баринов: Действительно, в рамках форума три крупнейшие отраслевые ассоциации подписали знаковое, как мне кажется, соглашение о создании Союза ассоциаций предприятий, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Это - Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и внешнеэкономической деятельности "Гермес", Ассоциация деловых партнеров в сфере ВЭД и Национальная Ассоциация таможенных представителей (НАТП), активным участником которой является "Таможенная карта".
Предприняв серьезные усилия для повышения транспарентности и предсказуемости своей работы, ФТС ждет от участников рынка встречного движения, партнерского диалога по существу, а не разноголосицу жалоб и сетований по частным вопросам. Создание союза как раз и направлено на повышение общего уровня профессиональной законотворческой экспертизы отраслевых ассоциаций. Кроме того, новое объединение будет координировать усилия участников рынка для отстаивания общих интересов и взаимодействия с ФТС и другими госорганами. Надеемся принять активное участие в обсуждении развития таможенной службы до 2030 года.
А сами участники внешнеэкономической деятельности - как они оценивают работу таможни и взаимодействие с ней?
Андрей Баринов: Оказывая существенное влияние на формирование цены и прогнозируемость перемещения товаров и услуг, таможня способствует развитию рыночной экономики. Сейчас и профессиональные критики работы таможни вынуждены признать, что здесь произошли серьезные изменения к лучшему, в частности поменялась риторика типа "несмотря на изменения еще есть случаи...", постепенно уходит то, что совсем недавно было дурной практикой. Все больший процент деловой активности занимают авторегистрация и автовыпуск товара, степень автоматизации процессов оформления. Но это только начало совместного пути таможни и бизнеса. Появились проекты по использованию искусственного интеллекта для категорирования товаров, отслеживаемости этапов обработки и движения товаров и грузов. Есть возможность анализа таможенными органами огромного массива первичной информации, которой оперируют профессиональные участники рынка - таможенные представители, транспортные и логистические компании. Оперативная доступность подобной информации является фундаментом доверия таможенных органов к профессиональным участникам логистического рынка.
Таможенная карта, как предвестник цифровизации ВЭД, появилась около 20 лет назад, когда в стране еще и интернет-то не везде был. Так получилось, что вы формировали рынок онлайн-платежей на таможне. Насколько этот рынок изменился? Повлияло ли введение Единого лицевого счета на сервис "Таможенная карта"?
Андрей Баринов: Не скрою, были опасения, что цифровизация и запуск Единого лицевого счета могут вытеснить "Таможенную карту" с рынка. Они, к счастью, так и остались предположениями. Введение ЕЛС, центров электронного декларирования и автоматизация таможенного контроля значительно упростили жизнь участникам международной торговли. При этом основной участник рынка - крупный корпоративный бизнес по-прежнему нуждается в компетенциях, которыми обладает "Таможенная карта", - экспертиза, аналитика, удобство пользования. Изначально мы строили свои услуги "вокруг скорости совершения платежа", сейчас акценты сместились. Именно это позволяет нам наращивать обороты на фоне падающего рынка. За первое полугодие мы вышли на показатель в 335 млрд рублей. По году ожидаем оборот порядка 700 млрд рублей.
Двадцать лет все-таки очень большой срок для одного, пусть и очень продвинутого, онлайн сервиса. Не боитесь, что в какой-то момент конкуренты вас догонят и перегонят?
Андрей Баринов: Вопрос модели - мы лучше и дороже. Если серьезно, то мы создали рынок, придумав и реализовав за несколько месяцев идею онлайн платежей для юридических лиц. Конкуренты только догоняют и повторяют. Мы стараемся не тормозить. Сегодня "Таможенная карта" - это многоплановый сервис с набором продуктов - электронная подпись, электронное декларирование, личный кабинет, консалтинг. В наших планах активное сотрудничество с брокерскими и логистическими, страховыми компаниями. Все идет к появлению экосреды, в которой испытывают объективную потребность участники рынка ВЭД. В результате они смогут в одном месте получить весь спектр услуг от таможенных брокеров до логистических компаний и перевозчиков, что в итоге минимизирует их затраты. Естественно, мы будем включаться в процесс ее создания. В какой роли - время покажет.