Новости

18.11.2019 13:51
Проект: Медиацентр

Эксперты отрасли обсудили настоящее и будущее печатных СМИ

15 ноября в медиацентре "Российской газеты" прошла Всероссийская отраслевая конференция "Состояние, проблемы и перспективы развития рынка российской периодической печати". В работе конференции приняли участие руководители федеральных и региональных СМИ, представители отраслевых структур субъектов Российской Федерации, общественных организаций, российские и зарубежные медиаэксперты.

Основная цель конференции - обсудить стратегические задачи развития медиаотрасли.

На конференции обсуждались следующие темы:

- выполнение поручений президента правительству РФ,

- состояние и тенденции развития российского рынка периодической печати в 2019 году;

- основные проблемы на рынке печатных СМИ, возможности их решения, практические примеры;

- состояние медиакампаний: изменение стратегий развития, закрытие изданий, слияние и поглощение;

- рынок дистрибуции: возможно ли сохранить институт подписки без государственной поддержки;

- влияние (позитивное и негативное) интернета, цифровых технологий и социальных медиа на развитие рынка печатной прессы;

- различие в функционировании и проблемах печатных изданий на федеральном и региональных рынках, особенности бизнес-моделей и концепции их развития;

- перспективы долгосрочного развития индустрии печатных прессы.

Открыла конференцию главный редактор журнала "Журналист" Любовь Петрова. В своем вступительном слове она определила основные проблемы и тенденции на рынке прессы, отметив, что изменения, происходящие на рынке современных печатных СМИ, сопровождаются сложными и неоднозначными процессами. Основные проблемы всем известны: падение тиражей, сокращение точек продаж прессы, повышение цен на бумагу, налоги.

По итогам февральской встречи с руководителями печатных СМИ в сентябре Владимир Путин утвердил перечень поручений правительству РФ, касающиеся вопросов стабилизации цен на бумагу, введения льгот по списанию нереализованной продукции и развития сети НТО, в которых осуществляется продажа прессы. Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) подготовил предложения по реализации данных поручений. Эти предложения опубликованы в октябрьском номере журнала "Журналист". Выполнение этих поручений может существенно улучшить ситуацию в отрасли.

Несмотря на существующие проблемы издатели ищут пути развития, новые форматы, активнее взаимодействуя с интернетом, используя различные платформы для дистрибуции контента.

Светлана Дзюбинская, заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ (Роспечати), рассказала об итогах государственной поддержки периодических печатных изданий в 2019 год. Она отметила, что одним из основных направлений работы Роспечати является поддержка региональной прессы. В 2019 году на реализацию 1107 социально-значимых проектов в региональных СМИ было направлено более 465 млн. рублей. Поддержку получили издания из 68 регионов России. Кроме того, субсидии получили 107 федеральных изданий на общую сумму более 90 млн. рублей, среди них культурно-просветительские, детские, научно-популярные издания, а также старые бренды, такие как "Мурзилка", "Наука и жизнь" и т.д. С 2014 года сумма поддержки газет и журналов для детей и юношества выросла более чем в три раза. Роспечать совместно с ведущими российскими издателями и экспертами детской литературы, а также заинтересованными органами исполнительной власти подготовила проект программы "Детское-юношеское чтение", о важности утверждения которой шла речь на заседании Совета по русскому языку при президенте РФ в ноябре текущего года. Существенно, более чем в 10 раз с 2014 года вырос объем поддержки СМИ на национальных языках. Разработана и реализуется программа поддержки национальных литератур.

С докладом "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития" выступил Геннадий Кудий, ведущий эксперт Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Он отметил, что определяющее влияние на российский рынок печатных СМИ в настоящее время оказывают ряд трендов, которые в течение одного десятилетия кардинально изменили роль печатной прессы в современном мире, причем их воздействие на индустрию не ослабевает, а усиливается.

Сложившаяся ситуация побуждает издателей газет и журналов настойчиво искать свое место и аудиторию в стремительно меняющейся информационной среде. Отчасти это удается. Вместе с тем продажи тиражей периодических печатных изданий населению сокращаются, реклама переходит в другие медиа. Традиционные модели издательского бизнеса перестают работать с прежней эффективностью. Кроме того, ситуация обостряется наличием системных проблем дистрибуции печатных СМИ, как в розницу, так и по подписке.

Нельзя сказать, что ситуация приобрела необратимый характер, но для сохранения на рынке медиа даже нынешнего статус-кво российской печатной прессе необходимо в кратчайшие сроки найти и занять свое уникальное место в стремительно меняющемся информационном пространстве.

Редакционный контент в настоящее время должен создаваться не для какого-то конкретного канала коммуникации (газеты, журнала или их сайтов), а в расчете на мультиканальную дистрибуцию, когда он становится пригоден для размещения не только в печатном издании, но и на сайте, в видеохостинге, социальных сетях, мессенджерах и на всех других возможных ресурсах. Тем самым читателю и пользователю цифровых устройств предоставляется возможность прочитать, посмотреть или прослушать материал там, где ему в данный момент это удобнее всего сделать.

Очевидно, что в ближайшие 5-7 лет произойдет мощнейшая трансформация рынка печатной периодики. А ее результатом станет индустрия, адаптированная под вызовы времени - технологические, общественные, мировоззренческие и др.

Геннадий Кудий рассказал о том что Роспечать совместно с Союзом предприятий печатной продукции (ГИПП) подготовила и направила предложения по перечню поручений президента правительству РФ и направила в Минкомсвязь России, в том числе подготовлен проект Закона о внесении изменений в налоговый кодекс РФ в части списания тиражей без налогообложения (до 30% стоимости тиража).

В разговоре о будущем прессы Евгений Абов, заместитель генерального директора ФГБУ "Редакция "Российская газета" отметил: "Печатные СМИ имеют больше возможностей, чем другие медиа. Они не ограничиваются только бумагой. Мы не просто печатные СМИ - мы мультимедиакомпании, издатели. Именно бумага отличает нас от других. Было бы ошибкой говорить о том, что печатная пресса умирает. Она будет жить еще долго. Но мы не должны сосредотачиваться только на ней. Будущее в том, чтобы предоставить своей аудитории любую альтернативу получения информации - на любой платформе".

На смену концепциям print first и digital first приходит audience first, в центре которой - аудитория. По словам эксперта, необходимо использовать все площадки, которые удобны аудитории. И в этом смысле печатная пресса сильно отстает.

"Доля тех, кто приобретает офлайновый товар через гаджеты, все время растет. - констатирует Евгений Абов. - Мы эту долю упускаем. Есть масса приемов, которые мы не можем использовать, потому что по уровню реализации мы остались на уровне 90-х годов".

Успешными кейсами и примерами работы с социально значимыми темами поделились представители региональных и федеральных редакций. Так, Марина Мишункина, 1-й заместитель генерального директора АО "Аргументы и факты", назвала самые популярные у аудитории проекты: старшее поколение, семья, здоровое питание, здоровье, юридические советы и туризм. В 2019 году издание отработало 7 федеральных проектов и 28 региональных.

Олеся Носова, первый заместитель главного редактора газеты "Комсомольская правда", шеф-редактор сайта KP.RU, поделилась результатами экспериментов издания с новыми форматами. Последние несколько лет издание активно работает с видео - прямыми трансляциями на YouTube, видеокомиксами, скринкастами (историями, рассказанные через визуал интерфейса мобильных телефонов), обучающими роликами для зрелой аудитории, нативной рекламой в видеороликах для соцсетей, видео спецпроектами и анимационными роликами. Работа с современными форматами позволяет не только удержать аудиторию, но и нарастить новую.

Как интернет, цифровые технологии и социальные сети влияют на региональный медиарынок представители региональных изданий и медиахолдингов обсудили в рамках второй секции конференции. Главными темами этой секции стали трансформация традиционной редакции в конвергентную, монетизация сайта и социальных сетей, работа с новыми форматами и дефицит кадров.

"Пишущих людей можно научить нажимать на кнопки, а вот нажимающих на кнопки, научить писать - не всегда, - считает Наталья Лымарь. - Если мы не хотим отстать от жизни, надо держать руку на пульсе".

Своим видением того, что происходит в региональной прессе, поделилась Диана Горбань, главный редактор газеты "Голос правды" (Краснодарский край): "Самое успешные СМИ на Кубани с точки зрения прибыли - те, у которых есть интернет-версии изданий".

Новые подходы нужны и в работе с рекламодателем: "У нас ушла почти вся модульная реклама, почти все объявлена, но мы перешли на работу с проектами и акциями - именно они приносят основной доход", - считает Диана Горбань.

Централизованно размещать рекламу и оценивать медиапотребление аудитории различных изданий Издательскому дому "Республика Башкортостан" помогает единая платформа размещения контента. Об этом рассказала Венера Хакимова, генеральный директор Издательского дома: "Создание системы медипланирования позволяет формировать оперативные задания редакциям, автоматически выполнять отчеты, рассчитать зарплаты сотрудникам и т.д. - это система называется редакционно-издательской системой".

Валентина Пермякова, редактор газеты "Городские вести" и проектов "Ревда-инфо.ру" (г. Ревда, Свердловская область), озвучила важную цель для издателей: сравнять цены на рекламу в принте и интернете. В завершении конференции она сделала вывод, что самая главная проблема СМИ - боязнь перемен: "Боимся мы не того, что кто-то чего-то не умеет делать, что-то не успевает или нет денег. Мы боимся перемен. Этот страх нормальный, но пусть это будет страх, когда глаза боятся, а руки делают. Медиа - это бренд. Пусть он чувствует себя отлично на любой площадке. Главное, чтобы там была ваша аудитория".

Главной задачей индустрии печатных СМИ в настоящее время, по мнению всех участников конференции, является необходимость найти свое место в быстро меняющемся мире и информационном пространстве, культурной и образовательной среде, адекватно отвечая на новые медийные вызовы, эволюционируя вместе с ними и временем.

Организатор конференции: ООО "Медиагруппа "Журналист" при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ.

Презентации конференции доступны на сайте jrnlst.ru.

Дополнительная информация: тел. (8 499) 152 19 07, 152 34 73, info@jrnlst.ru.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники