"В доме ведется раздельный сбор отходов", - гласит надпись на мусорокамере. Внутри - четыре новеньких контейнера разных цветов, куда жильцы выбрасывают картон, пластик, стекло и металл. Пятый, самый большой, предназначен для пищевых отходов и остального мусора.
Быстрее всех заполняются баки для картона и пластика - самые большие по объему фракции мусора. За месяц 71-квартирный дом собирает 150 килограммов макулатуры и 60 килограммов ПЭТ-бутылок.
- Летом было очень много пластика, за сутки набирался полный контейнер, да и картона не меньше, - говорит дворник. - Содержимое баков я прессую и убираю в кладовку, пока его не заберут на переработку.
Машина приезжает за вторсырьем раз в две недели. Отсортированный мусор на месте взвешивают и отмечают в накладных, а в конце месяца от фирмы поступает оплата.
Инициатор раздельного сбора Алла Векшина рассказывает: когда представила этот проект соседям на общем собрании, его поддержали 100 процентов собственников жилья.
- Никого убеждать не надо было: люди понимают, что проблема мусора глобальная, планету надо спасать, - говорит Векшина. - В нашем доме к тому моменту уже многие сортировали мусор и искали по городу пункты, чтобы его сдать. Появились общественники, пропагандирующие раздельный сбор и устраивающие субботники. Они сделали карту приема вторсырья по фракциям. То есть в умах людей этот вопрос созрел, они объединяются и участвуют добровольно.
Дом новой постройки введен в эксплуатацию в 2014 году. Мусоропровод сразу закрыли, чтобы его не засоряли строительными отходами. У себя в квартире люди собирают разные виды мусора в отдельные пакеты, а затем приносят в мусорокамеру. На сортировку дом перешел в феврале 2019 года, и сейчас уже очевидны первые результаты.
Раньше за услугу вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) весь дом платил 12 тысяч рублей в месяц, а сейчас - пять тысяч. Когда жильцы стали сортировать мусор, объем ТКО уменьшился в два раза, и сумма сократилась до шести тысяч рублей. Еще около тысячи рублей возвращается каждый месяц за сданное вторсырье.
- Раньше у нас стояли два бака для ТКО, а теперь - один, - рассказывает Векшина. - Начисления за вывоз мусора уменьшились, а вторсырье продается и возмещается в денежном эквиваленте. Это мотивирует более активно заниматься сортировкой. Объемы вторсырья постепенно увеличиваются. Это говорит о том, что люди все больше вовлекаются, подключают к этому своих квартиросъемщиков.
Домом управляет жилищно-строительный кооператив (ЖСК), поэтому внедрить новую систему было довольно просто. Договорившись между собой, жильцы закупили инвентарь - четыре бака для вторсырья по 2,5 тысячи рублей за каждый. Затем ЖСК подписал допсоглашение о сокращении объема мусора с регоператором по обращению с отходами "Благоустройство города Севастополя" и стал платить за вывоз одного бака ТКО вместо двух.
- Договор с регоператором у нас заключен от имени кооператива, а не с каждым собственником отдельно, - объясняет Алла Векшина. - В противном случае начисления производились бы по нормативу, поскольку определить личный объем мусора невозможно. У нас проще. Мы знаем объем бака, и по мере его наполнения сами заказываем машину. Так рассчитывается количество фактически произведенного мусора.
Дальше ЖСК производит взаиморасчеты с жильцами. Для этого постоянно ведется учет проживающих, то есть "производителей" мусора.
- Делим полученный объем мусора на число проживающих и получаем цифру на каждого человека, - говорит Векшина. - Рассчитываем на сознательность жильцов. Если квартира сдается, люди пишут заявление о количестве фактически проживающих. Если уезжают надолго - тоже пишут, и мы не производим начисления и взаиморасчеты по вторсырью. Иногда бывает, что квартира числится пустой, но мы видим расход электроэнергии и воды, а значит, там кто-то живет. Звоним и просим написать заявление о количестве проживающих.
О вывозе вторсырья договорились со специализированной фирмой. Было важно, чтобы отсортированный мусор забирали прямо из дома. Компанию без труда нашли в интернете.
- В Крыму пока нет крупных перерабатывающих заводов, предприниматели только собирают вторсырье, прессуют и отвозят на материк, - говорит Алла Векшина. - Мощности для переработки там загружены на 40-50 процентов, есть спрос на заранее отсортированное сырье. Ведь если выделять фракции в общем мусоре, где все перемешано и загрязнено, вторсырья выходит совсем немного, около пяти процентов. А если сразу наладить раздельный сбор, то на переработку уйдет больше половины.
Пока жители многоэтажки бросают весь пластик в один бак. Но и его можно делить на фракции. К примеру, свинчивать крышки у ПЭТ-бутылок и сдавать их отдельно как твердый пластик. Если тару мыть, убирать этикетки, то вторсырье будет стоит дороже, поскольку не потребует дополнительной обработки на заводе. Нужен и контейнер для опасных отходов - батареек и ртутных ламп. Все это планируют внедрить на следующих этапах.
- На специальных собраниях расскажем людям, сколько лет разлагается мусор, как и зачем его перерабатывают, - делится собеседница. - Старшее поколение в советские годы было приучено: сдавали макулатуру, бутылки, металлолом. А сейчас это не налажено. Все должно быть современно, удобно: вышел и выбросил, ведь многие не хотят складировать мусор у себя на балконе, в подсобке.
Выходит, жители Севастополя готовы сортировать мусор - надо лишь организовать сбор. Но пока с этим сложности. Предприниматели забирают только самые объемные фракции - ПЭТ и картон. По городу уже многие годы стоят сетки для сбора. А в этом году киоски для вторсырья начал ставить и регоператор. Горожане быстро их заполняют, но делают это добровольно - никаких взаиморасчетов регоператор не производит. Сколько бы пластика и картона жители ни сдали, они продолжают платить исходя из общего для всех норматива накопления.
Чтобы опыт Парковой,14Б, распространить на другие многоэтажки, а в дальнейшем и на весь город, придется изменить подход к начислению оплаты за ТКО. Пока горожане платят по нормативу, у них нет финансовой заинтересованности сортировать мусор.
Многоквартирные дома на самоуправлении могут легко перейти на оплату за фактически произведенный мусор, поскольку заключают договор с регоператором как юрлица. Это же касается дачных и садовых объединений, товариществ индивидуальных застройщиков. Такие примеры уже есть и в частном секторе Севастополя. Но проблемой останутся крупные управляющие компании - они не хотят брать на себя дополнительную ответственность.
Владимир Базаров, вице-губернатор Севастополя:
- С организационной точки зрения перейти на оплату за фактически произведенный мусор непросто, хотя это надо сделать. Если взять отдельный огороженный дом, то все понятно, но как быть со всеми остальными? Куда будет деваться негабаритный, строительный мусор? Сначала внедрим оплату по факту в садовых товариществах, ИЖС и сельских поселениях.
В марте 2019 года регоператор установил в разных районах Севастополя 16 киосков для сбора пластика и картона. Как рассказали "РГ" в пресс-службе компании, с их помощью изучают реакцию горожан на раздельный сбор. В целом результаты хорошие: если в первые месяцы в контейнеры бросали все подряд, то сейчас горожане стали сортировать мусор. Но киоски чем-то приглянулись вандалам - их то и дело поджигают, ломают.
Пока в Севастополе нет перерабатывающего завода, регоператор заключил договоры с контрагентами, которые забирают вторсырье из контейнеров и вывозят в другие регионы РФ. На 2020 год планируют закупить новые киоски с отделениями для жестяных банок и стекла.
Город рассчитывает внедрить сортировку и переработку мусора в рамках нацпроекта "Экология", но пока конкретные шаги не озвучены.
Справка "РГ"
В Севастополе действует единый тариф на вывоз мусора - 371 рубль за кубический метр ТКО. Плата рассчитывается на основе нормативов накопления ТКО. Для многоквартирных домов норма составляет 2,5 кубометра обычного и 0,41 кубометра крупногабаритного мусора в год на человека. Для частного сектора - 2,7 кубометра, для садовых кооперативов - 2,29 кубометра.