21.11.2019 17:07
    Поделиться

    Ольга Жукова: В концертный зал "Зарядье" должна приходить разная публика

    Так получилось, что фактически с нуля за полтора сезона новый концертный холл Москвы, построенный в парке "Зарядье", оказался в лидерах московской музыкальной жизни, сумел практически без спонсоров работать с крупными мировыми исполнителями, оркестрами, музыкальными коллективами, создал афишу, интересную разным слушателям. Публика оценила новый зал, который некоторые начинают уже называть московским Карнеги-холлом. На "Деловом завтраке" в "Российской газете" состоялся разговор с генеральным директором Московского концертного зала "Зарядье" Ольгой Жуковой.

    Билет на "Шапочку"

    На вашем сайте появилось объявление, что билеты на предновогоднюю премьеру "Красной Шапочки" Сергея Полунина можно приобрести только при предъявлении паспорта и не больше 4 билетов в одни руки. Это пиар-ход или вынужденная мера?

    Ольга Жукова: Это вынужденная мера: борьба с перекупщиками. Очевидно, что на такой прекрасный проект, как постановка Сергея Полунина, они скупят билеты, чтобы перепродавать их. А нам хотелось бы, чтобы больше наших зрителей увидели 29 и 30 декабря этот сказочный, светлый спектакль, сделанный по заказу зала "Зарядье"

    Сколько могут стоить билеты на этот спектакль? Процесс формирования цен зависит не только от вас?

    Ольга Жукова: Зал "Зарядье" не прокатная площадка, и 95 процентов того, что происходит у нас, это наш собственный продукт: в том числе постановка Полунина. Ценообразование билетов зависит только от нас: от меня и моих коллег, которые работают в отделе продаж. Мы смотрим, какой может быть спрос, и формируем цену, которую считаем целесообразной. Не секрет, что наши цены удивляют коллег, они действительно ниже: от 100 до 5000 рублей. 29 декабря на "Красную Шапочку" билеты будут не выше 4-5 тысяч рублей. А на дневной спектакль 30 декабря - почти в 2 раза дешевле. Мы специально так сделали, чтобы те, кому будет дорого прийти на вечерний спектакль, посмотрели спектакль днем.

    Если у вас недорогие билеты, то артисты, вероятно, получают небольшие гонорары? Что в этом случае срабатывает: тесные контакты, престиж зала или какие-то договоренности?

    Ольга Жукова: Все, что касается денег, друзей и товарищей здесь нет. Но я убеждена: делать заоблачные цены на билеты нельзя. В наш зал должна приходить разная публика - пенсионеры, студенты, люди с большим достатком. В основном платежеспособность людей у нас невысокая, и человек, имея 5000 рублей, предпочтет скорее пойти в торговый центр или в кино с детьми, чем купить билеты по 2500 рублей в концертный зал. И наша первая задача - привлечь аудиторию, просветить ее. Мы также понимаем, что существует разница между теми, кто ходит в "Крокус", и публикой, которая приходит к нам. Поэтому мы договариваемся с тем же Курентзисом или Полуниным о компромиссах. В целом все слышат и все понимают. Многие музыканты сами хотят выступить в "Зарядье", потому что у нас прекрасная акустика, прекрасная атмосфера, замечательный коллектив. Но каждый раз мы договариваемся: цены не должны быть задраны. Во всех концертных залах мира, будь то Парижская филармония или Гамбургская, есть ценовой сегмент - 10 евро за билет: специально для пенсионеров, студентов, молодых слушателей до 26 лет. Мы тоже делаем разные цены: у нас есть инвалидные места, билет на которые стоит 100 рублей.

    Я с уважением отношусь к артистам разного жанра, но эстрадные артисты никогда не будут выступать в нашем зале

    Залы, появляющиеся в новом тысячелетии, изначально проектируются как территория комфорта. Что подразумевает это понятие? Сейчас вы участвуете в конкурсе как зал N 1 по уровню комфортности.

    Ольга Жукова: Да, это так. Причем зал наш был спроектирован российскими архитекторами и построен российскими строителями - компанией "Мосинжпроект", которую я считаю одной из великих строительных компаний. В проекте изначально было задумано, что человек на инвалидной коляске может у нас доехать без помощи сопровождающего лица до своего места в зале. Наши возможности тестировали люди из инвалидных сообществ и высоко оценили уровень комфортности. У нас есть и специальные наушники для слабослышащих людей, и подземный паркинг на 430 мест. Все предусмотрено, как в умном доме.

    Какова заполняемость зала?

    Ольга Жукова: Средняя заполняемость у нас процентов 85. Для нового зала, который только что появился в Москве, это очень хороший показатель. Сто процентов - невозможно, хотя бы потому, что у нас идут разные проекты.

    Орган в три этажа

    Одно из главных событий второго сезона зала "Зарядье" - инаугурация органа. В чем ее суть?

    Ольга Жукова: Известно, что инаугурируют только президентов, мэров и орган, потому что орган - король инструментов. А такой орган, как мы представим 29 февраля, появляется раз в 100-150 лет. Это будет самый большой орган в Москве и один из самых больших в Европе: почти 6 тысяч труб, 85 регистров. Делает его французская компания Mu hleisen. Еще летом из Страсбурга к нам прибыли семь больших фур с трубами органа, и с тех пор специалисты работают у нас каждый день с 6 утра. Сначала шло строительство органа, а сейчас проходит финальный этап интонировки. В полнейшей тишине мастера в белых перчатках берут каждую трубу и выстраивают ее по тональности и звуку - это адский труд. Мы придумали необычный формат церемонии инаугурации органа. Зал откроется для посещения в полночь с 28 на 29 февраля и закроется в полночь на 1 марта. В течение суток группы по 20-30 человек будут заходить в зал и проходить определенный маршрут. Идея принадлежит итальянскому режиссеру Даниэлю Финци Паски, который ставит нам церемонию. Цены на билеты демократичные - порядка 500 рублей.

    Что будет представлять собой эта церемония: серию органных концертов или музыкальное действо?

    Ольга Жукова: Орган - это воздух, свет и сам звук. Из этого и будет состоять инаугурация. Мы пригласили лучших органистов мира, которые будут играть в нашем зале 24 часа подряд. Секретов Даниэля Финци Паска раскрывать не буду, но когда мы обсуждали проект, он сразу сказал: зачем делать еще один концерт? Так что у нас будет полная трансформация зала, люди будут проходить как бы по лабиринту из нот, погружаться в действо. За сутки инаугурацию смогут посетить порядка 20 тысяч человек. Орган в концертном зале никогда не играл 24 часа подряд, поэтому мы подали заявку в Книгу рекордов Гиннесса, и их представители будут присутствовать на инаугурации.

    Органные мастера дали добро на такой марафон?

    Ольга Жукова: Да, мы получили консультацию: не только возможно, но это даже хорошо для органа, для его вентилятора. А вентилятор у нашего органа - 6 метров. Публика в зале видит только фасадные трубы, а сам орган выстроен за ними: большой трехэтажный дом с лестницами. Скоро мы будем проводить экскурсии. Очутиться там - невероятно.

    Бюджет успеха

    У вас нет ни попечительского совета, ни спонсоров, вы развиваете зал на бюджетные средства. Как вам удается приглашать не только крупные исполнительские имена, но и оркестры из-за рубежа. В декабре приедет оркестр Симона Боливара из Венесуэлы, в котором больше 100 человек, затем Будапештский филармонический, Пражский оркестр. Немногие залы и филармонии могут позволить себе это.

    Ольга Жукова: Мы находимся в подчинении департамента культуры Москвы и имеем госзадание, а соответственно, и субсидию от Москвы на выполнение этого госзадания. Действительно, у нас пока нет партнеров и спонсоров, но мы активно работаем над этим. Есть уже один банк, который нам помогает. К сожалению, компании сложно идут работать спонсорами зала. Во-первых, для этого надо любить классическую музыку. К нам приезжал недавно директор Парижской филармонии г-н Лоран Бейл вместе с партнерами и спонсорами филармонии. За короткий период у них сложились очень качественные партнерские отношения. Но мы - не Париж, нам сложнее: мы работаем в условиях санкций и др. Однако у нас есть ресурс: мы сами зарабатываем. Это доходы от наших проданных концертов, проценты от арендных мероприятий. Но деньги мы не копим, а расходуем на приглашения коллективов и музыкантов.

    Как всего за полтора года удалось добиться такого высокого уровня, что к вам едут мировые звезды?

    Ольга Жукова: Надо просто ежедневно работать. Это труд команды. Я никогда не говорю, что это мои заслуги, это сделали профессиональные люди, которые работают рядом со мной. У нас большой продюсерский отдел - 14 человек. Все работают по разным направлениям: барочная музыка, современная музыка, джаз и т.д. Мы собираемся, обсуждаем и выявляем то, что будет востребовано, что заинтересует слушателя. Так мы формируем сезон, и сейчас уже заканчиваем формировать следующий концертный сезон 2020/21.

    Профессионалы понимают, что имена исполнителей в афише работают на репутацию зала. Кто никогда не сможет выступить на сцене "Зарядья"?

    Ольга Жукова: "Зарядье" это акустический филармонический зал для классической музыки. Я с большим уважением отношусь к артистам разного жанра. Это огромный труд. Но эстрадные артисты никогда не будут выступать в нашем зале. Возможны джазовые концерты, мюзикл в хорошем понимании. Зал "Зарядье" сделан из пяти сортов акустического дерева, и использовать его возможности для концертов со звукоусилением по меньшей мере странно.

    #зарядимолодых

    Оценила ли публика вашу новую систему афиши - хештеги по жанрам?

    Ольга Жукова: Да, мы дали людям возможность самим формировать абонементы. Если кто-то хочет пойти на концерт с семьей - он выберет семейные, детские программы; если он хочет послушать симфоническую, оперную музыку - выберет программу на свой вкус; решит послушать лекцию - пожалуйста. У нас разные хештеги: #зарядиськлассикой, #зарядисьджазом, #зарядисьновым, #зарядисьтеатром, #зарядисьмюзиклом. А набор из четырех концертов дает возможность получить скидку на билеты от 10 до 20 процентов.

    Не секрет, что главная проблема всех крупных концертных залов и фестивалей в мире, исключая фестивали современной музыки, состоит в том, что в залы приходит в основном возрастная аудитория. Поэтому каждый зал ведет работу по привлечению нового поколения. Как вы работаете с молодой аудиторией, выстраиваете репертуарную, просветительскую стратегию?

    Ольга Жукова: Для нас это очень важная часть работы. Действительно, в концертных залах в основном мы видим взрослых людей, уже за 60. Не могу сказать, что мы отличаемся от других. Но чем мы привлекательны для молодежи, помимо наших программ и фестиваля Sound Up, проходящего на нашей площадке? У нас современное пространство - удобное, комфортное, даже ассортимент буфета отличается от других концертных залов: необычные брускетты, вкусные напитки. К тому же мы находимся на территории прекрасного урбанистского парка "Зарядье", где можно прогуляться. Но главная наша задача - просветительская. Когда мы запускали формат лекций в Малом зале, я сомневалась, пойдет ли кто-нибудь в воскресенье слушать дневную лекцию? Оказалось, билеты проданы. В прошлую субботу был джаз, и Малый зал на 400 мест - битком. Цены - 300-500 рублей. У нас есть и специальные детские проекты, например, мультфильмы Диснея в сопровождении симфонического оркестра - "Холодное сердце", "Как приручить дракона?".

    Инаугурируют только президентов, мэров и орган, потому что орган - король инструментов

    В афише "Зарядья" есть и собственные постановки: новогодний "Щелкунчик" и "Рабочий и колхозница" Павла Каплевича, "Кармен". Нет планов сделать их репертуарными?

    Ольга Жукова: "Щелкунчик" у нас будет идти снова с 1 по 8 января. Но мы сразу предупреждаем публику: сначала лучше посмотреть классического "Щелкунчика" или почитать Гофмана. В прошлом году были случаи, когда детей приводили в первый раз на нашего "Щелкунчика" и удивлялись, что это не традиционный спектакль. Мы трижды уже показывали нашу "Кармен", в следующем сезоне планируем повторить спектакль "Рабочий и колхозница".

    Какие возможности у зала "Зарядье" для развития театральных проектов?

    Ольга Жукова: У нас показывал свои спектакли Мариинский театр: "Очарованного странника" Родиона Щедрина, "Пеллеаса и Мелизанду" Дебюсси. Юрий Башмет представлял в декорациях "Пиковую даму" Чайковского. Но мы все-таки концертная площадка и режиссеров, сценографов всегда предупреждаем, что надо учитывать нашу специфику: отсутствие кулис, амфитеатр вокруг сцены, невозможность объемных декораций, которые закрывают обзор для части зала.

    Кстати, Валерий Гергиев - глава Наблюдательного совета по развитию зала "Зарядье", активнее всех представлен в вашей афише: он открывал сезон, привозил спектакли, разные программы, у него появился свой фестиваль в "Зарядье". Как строятся эти отношения?

    Ольга Жукова: Мы всегда с радостью принимаем маэстро Гергиева и Мариинский театр. Не секрет, что из маэстро трудно выжать даты выступлений: не потому, что он не хочет выступать, а потому, что ему некогда, он занят. Но, так или иначе, мы находим эти даты, и в среднем, где-то раз в месяц-два он выступает в зале "Зарядье".

    Всего лишь за год работы вам удалось представить Москве афишу, включающую известнейшие имена. Но удалось ли открыть новые имена, устроить дебюты на своей сцене?

    Ольга Жукова: Я всегда говорю: старые морщины и без нас разгладят: все сыграют и Моцарта, и Бетховена. В том числе, конечно, и мы. Но миссия наша в том, чтобы открывать новые имена. Мы новый зал, современный, и важно, чтобы именно в нашем зале появлялись молодые музыканты и композиторы. Мы сделали очень хороший проект, когда в концерте прозвучали 14 молодых, никому не известных композиторов. Что касается исполнителей, то у нас прошел, к примеру, прекрасный концерт молодого польского контратенора Якуба Орлинского. И теперь все обращаются к нам: где вы его взяли? Выступали у нас и молодые пианисты. Мы не боимся рисковать. Пусть в Малый зал будет куплено сто билетов, но надо с чего-то начинать. Как иначе появятся новые Рахманиновы, Чайковские? Надо открывать их и показывать миру. И идти дальше.

    Голос из зала

    Ольга Томская из Москвы: Хотелось бы, чтобы Юрий Темирканов со своим оркестром выступил в "Зарядье".

    Ольга Жукова: Мне этого тоже очень хотелось бы, и я уговаривала Юрия Хатуевича выступить в нашем зале. Но все знают, что он перестал ездить, выступает только дома, в Санкт-Петербургской филармонии.

    Артур из Санкт-Петербурга: Возможно ли в Малом зале включить в афишу концерты или абонемент баяна?

    Ольга Жукова: Возможно. Кстати, в этом сезоне у нас в Малом зале будет фестиваль гитары. А вот баяна пока не было.

    Елена Гладкова, соадминистратор международного форума поклонников Дэвида Гарретта: Выступит ли Дэвид Гарретт в "Зарядье"?

    Ольга Жукова: Мы работаем в сегменте классической музыки, где есть так называемые кроссоверы: Дэвид Гарретт, Ванесса Мэй, дуэт виолончелистов из Хорватии 2cellos и другие. Публика их любит, но мне кажется, что для них есть другие залы. И для Дэвида Гарретта, которого любят в Москве, тоже.

    Светлана Никольская, педагог: Какая программа в этом году планируется на Новый год?

    Ольга Жукова: 31 декабря у нас будет звучать музыка Микаэла Таривердиева. Традиционно в этот день по ТВ идет "Ирония судьбы, или С легким паром!", но еще ни один зал не переносил этот фильм на сцену. А мы это сделаем. В проекте будут участвовать Дмитрий Певцов, Гоша Куценко, Симфонический оркестр кинематографии. Это будет настоящая зимняя сказка, которую мы знаем с детства. В прошлом году 31 декабря у нас выступали Михаил Плетнев, Альбина Шагимуратова и потом мы вместе отмечали Новый год: на большом медиафасаде транслировались поздравления президента и мэра, были фейерверки - настоящий праздник.

    В афише декабря
    9 декабря состоится концерт "Моцарт и Сальери". Его программа задумана в формате "венских академий" - публичных концертов времен композиторов — венских классиков. В исполне-нии сопрано Надежды Кучер, Ольги Пащенко (хаммерклавир) и оркестра Pratum Integrum (дирижер Стефано Монтанари) прозвучат 40-я симфония Моцарта и две арии, написанные им для сестер Вебер (Алоизии и Констанцы), а также пьесы Сальери: Клавирный концерт до мажор и мотет Fremat tyrannus для сопрано с оркестром (впервые в России). Фото: Пресс-служба ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье"
    Программа "Другая вечерня" прозвучит 10 декабря. Британский ансамбль I Fagiolini, созданный исследователем музыки эпохи Ренессанса и барокко дирижером Робертом Холлингвортом, и вокальный ансамбль INTRADA исполнят своего рода продолжение "Вечерни Пресвятой Девы Марии" Монтеверди, ставшей мировым хитом барочной музыки. В программе концерта - песнопения, собранные Монтеверди в венецианском сборнике (1641), и сочинения других авторов. Фото: Пресс-служба ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье"
    Концерт британского тенора Иена Бостриджа, одного из лидеров современного вокального исполнительства, пройдет 16 декабря. Магнетическое воздействие его искусства, возможно, объясняется и тем, что он окончил факультет истории и философии Оксфордского университета, защитив диссертацию о колдовстве. Его уникальное интеллектуальное прочтение текста открывает невероятные глубины в сочинениях, которые он исполняет. В "Зарядье" прозвучат вокальные циклы Бетховена и Шуберта. Фото: Пресс-служба ГБУК г. Москвы "МКЗ "Зарядье"

    Поделиться