Руководство Малайзии неоднократно ставило под сомнение озвученные Амстердамом выводы, указывая на их однобокость и отсутствие в деле существенных улик. К их числу , объяснил Лавров, относятся первичные данные с радаров Украины и данные со спутников, которые обещали предоставить США. Но когда следствие запросило эти сведения у Киева тот ответил, что указанных данных у него нет , поскольку в момент трагедии все радары на Украине внезапно перестали работать. А в Вашингтоне отказались передавать обещанные ранее сведения из соображений секретности. В условиях дефицита доказательств следственная группа занялась подгонкой материалов, которые бы свидетельствовали о виновности Москвы, отказавшись принимать во внимание любые иные версии трагедии. Такая ситуация сохраняется по сей день, что вызывает обоснованное возмущение со стороны Малайзии, требующей политически не ангажированного расследования.
Однако, рассчитывать на такой подход России не приходится. Заболевшие "русофобией" еще за год до катастрофы над Донецкой областью Нидерланды не в состоянии быть объективным участником проводимого расследования. Как бы Амстердам не пытался выдавливать из себя непредвзятость факты говорят об обратном - с 2013 года страна целенаправленно отстраивала антироссийскую политику, не гнушалась провокациями в отношении российский официальных лиц и дипломатов.
Еще в 2012 году казалось, что отношения между Москвой и Амстердамом находятся на подъеме - развивались торговля, политические и культурные связи. 2013 год был объявлен годом России в Нидерландах и Нидерландов в России. Тем не менее, "дружба" не состоялась.
В апреле 2013 года в ходе визита президента Владимира Путина в Голландию мэр Амстердама лично призывал местных жителей нетрадиционной ориентации участвовать в акциях протеста против главы российского государства. В том же году последовала провокация нидерландских представителей подразделения "Гринпис" против российской нефтедобывающей платформы "Приразломная", нападение голландской полиции на советника-посланника российского посольства в Гааге. Кризис на Украине подстегнул антироссийскую истерию в Нидерландах. Фактически сразу после крушения малайзийского Боинга пресса Нидерландов, а затем и официальные лица королевства возложили ответственность за трагедию на Москву. И это произошло еще до проведения какого-либо расследования.
Сегодня Нидерланды стали единственной страной Евросоюза, которая ограничивает политический диалог с Россией. Все двухсторонние контакты свернуты, межпарламентское сотрудничество отсутствует. Единственным исключением стала "дерзкая" поездка в Россию голландского депутата Герта Вилдерса. Но его после возвращения на родину дружно осудил практически весь политический истэблишмент королевства.
Поддержанная на государственном уровне русофобия отразилась на бизнес контактах двух стран. За участие в международных форумах, проходящих в России, голландские политики, градоначальники и руководители предприятий могут поплатиться карьерой. Российским дипломатам не дают возможности общаться с местными властями на муниципальном уровне. Дошло до того, что МИД Нидерландов запретил своим представителям принимать участие в Глобальном форуме молодых дипломатов, который состоялся в Москве 13-15 ноября. Посольство Нидерландов в Москве выделяет сотни тысяч евро на поддержку различного рода инициатив, оппозиционных российским властям, в самой Голландии также создаются псевдонезависимые медиапроекты подобные "Окну в Россию" для распространения негативной информации о действиях официальной Москвы.
Даже самые робкие попытки голландских политиков проявить отличное от официальной линии право на собственное мнение и сказать знаменитое "maar" ( в переводе на русский - "но") пресекаются и осуждаются. Не обходится в этом хоре и без голоса посла США в Нидерландах Петера Хукстры. Бывший торговец мебелью, назначенный на свой пост Трампом по политическим соображениям, отрабатывает свой хлеб, требуя радикальной корректировки внешней политики Амстердама, разумеется, в интересах Вашингтона. Угрожает посол и голландским кампаниям, участвующим в строительстве трубопровода "Северный поток-2". Впрочем, подобная дипломатическая разнузданность давно стала визитной карточкой многих американских послов в Европе.
Как стало известно "РГ", напряженная обстановка складывается вокруг российского посольства в Гааге, перед которым регулярно проходят митинги и акции протеста с участием, в том числе, лиц с неуравновешенной психикой. Российским дипломатам не дают возможности работать в цифровом пространстве, нарастает давление лично на посла России в Нидерландах Александра Шульгина.
На фоне такой русофобии абсурдно ждать объективности и от Следственной группы по делу о крушении рейса MH-17, созданной по инициативе Нидерландов. Тем более рассчитывать на конструктивный, доверительный диалог для установления истины в этой трагедии. Москва заинтересована в восстановлении прагматичных, деловых, уравновешенных контактов с Амстердамом на всех уровнях. Но это выглядит нереальным пока политический истэблишмент в Нидерландах опирается в своих оценках российской политики на несуществующие мифы и ложные стереотипы.
* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"