Присутствие главы государства при запуске важных для Москвы транспортных проектов уже стало традицией - в сентябре 2016 года он открывал движение по Московскому центральному кольцу (МЦК) - это был первый проект по интеграции систем метрополитена и наземных электропоездов в столице. Спустя год мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров представили президенту проект МЦД и получили полную поддержку. Сегодня Владимир Путин прибыл на Белорусский вокзал столицы, через который и проходит МЦД-1.
Сергей Собянин рассказал о содержании проекта центральных диаметров, подчеркнув, что это "революционная история" для столицы - создание нового городского транспорта, связывающего пригороды через центр города. "Наземное метро?" - уточнил президент. "Да, по сути дела наземное метро, которое будет работать с интервалом 5-8 минут, постепенно будем уменьшать интервалы", - ответил мэр столицы.
Владимир Путин поинтересовался, сколько пассажиров способны охватить диаметры. "Мы считаем, что полмиллиона в этом году, в следующем году - до 700 тысяч, в 2023 году - 2,2 миллиона человек", - сообщил Собянин, уточнив, что речь идет о количестве пассажиров за один рабочий день. Годовой же пассажиропоток сейчас оценивается в 200 миллионов человек, и он будет расти по мере открытия новых станций и запуска очередных диаметров, добавил мэр. "Это больше, чем перевозит "Аэрофлот", - отметил Владимир Путин.
Президент уверен, что центральные диаметры очень нужны мегаполису и помогут в решении его транспортных проблем. "Спасибо от имени москвичей", - сказал он, обращаясь к Сергею Собянину, Олегу Белозерову и губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву. МЦД - общий проект Минтранса России, правительства Москвы, правительства Московской области и ОАО "РЖД". "Мы вместе вложили порядка 25 миллиардов рублей", - отметил Белозеров.
Затем глава государства вместе с сопровождающими протестировал работу МЦД-1 и проехал несколько станций. В вагоне поезда мэр столицы передал президенту именную карту "Тройка", которой можно заплатить за проезд на всех видах транспорта Москвы, а теперь - и Подмосковья в пределах МЦД.
"Главное достижение, конечно, цена", - заявил журналистам Андрей Воробьев. По его словам, общим решением правительств Москвы, области и РЖД она снижена в три раза по сравнению с тем, сколько стоил проезд по тому же маршруту с пересадкой с московского метро на пригородную электричку. Все льготы на проезд для студентов и пожилых людей сохраняются, добавил губернатор Подмосковья. Теперь электрички интегрированы в систему метро, продолжил Сергей Собянин. Причем поезда не останавливаются на вокзалах, а продолжают движение сквозь город, подчеркнул он.
По центральным диаметрам курсируют электропоезда "Иволга" Тверского вагоностроительного завода. Эта модель поезда разработана специально для МЦК. Пока составы состоят из шести вагонов, в следующем году они "вырастут" до одиннадцати вагонов, рассказал Воробьев.
Открытие движения по центральным диаметрам принесет пользу всем, уверены соавторы проекта. "Помимо того что люди начинают быстрее передвигаться из пригорода в Москву и внутри Москвы, мы сокращаем нагрузку на другие виды транспорта, в первую очередь - наземного", - отметил Сергей Собянин. "Будет меньше машин на магистралях и на МКАД, лучше экология", - добавил он. Точный экономический эффект от этого проекта назвать сложно, но он точно будет, уверен градоначальник. "После строительства новых дорог и новых станций метро объем инвестиций в экономику (Москвы) увеличился в два раза", - привел пример столичный мэр.
По мнению Собянина, наземное метро - отличное решение еще и потому, что оно кратно дешевле подземного, но тоже позволяет сократить поток автотранспорта в столицу. По его данным, сейчас примерно половина машин, передвигающихся по дорогам Москвы, из Подмосковья и других регионов. "Это не потому, что им так хочется, а потому что альтернативы не было", - отметил мэр. "Такой проект очень важен для Подмосковья, другого просто не существует", - подчеркнул он.
Стоит заметить, что и столица, и область не собираются останавливаться на достигнутом. "Мы запускаем сегодня МЦД, но это не означает, что мы прекращаем работу над этим проектом", - заявил журналистам мэр Москвы. По его словам, строительство путей, пересадочных маршрутов, благоустройство территории, создание комфортной и безбарьерной среды потребует еще примерно пяти лет интенсивной работы.
Продолжится и развитие уже действующего МЦК. По словам Олега Белозерова, уже отработана технология беспилотного движения по центральному кольцу, осталось подготовить нормативную базу. "В 2021 году хотели бы вас пригласить на беспилотное движение по МЦК", - сказал он Владимиру Путину.
Напомним, МЦД - это новые наземные ветки метро, которые связывают столицу с областью. Общая протяженность первых двух маршрутов - Белорусско-Савеловского (МЦД-1 от Одинцово до Лобни) и Курско-Рижского (МЦД-2 от Нахабино до Подольска) - составляет 132 километра, на них расположено 57 станций, с 19 из которых можно будет сделать пересадку на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги.
Еще три направления МЦД "Зеленоград - Раменское", "Апрелевка - Железнодорожный" и "Домодедово - Пушкино" находятся в стадии проектирования.