Новости

21.11.2019 18:35
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Москва по диагонали

Московские центральные диаметры связали станции метро, столичные районы и Подмосковье
Первые две ветки Московских центральных диаметров (МЦД) уже работают в штатном режиме. Сегодня президент Владимир Путин лично оценил маршрут Одинцово - Лобня через центр столицы.

Присутствие главы государства при запуске важных для Москвы транспортных проектов уже стало традицией - в сентябре 2016 года он открывал движение по Московскому центральному кольцу (МЦК) - это был первый проект по интеграции систем метрополитена и наземных электропоездов в столице. Спустя год мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозеров представили президенту проект МЦД и получили полную поддержку. Сегодня Владимир Путин прибыл на Белорусский вокзал столицы, через который и проходит МЦД-1.

Сергей Собянин рассказал о содержании проекта центральных диаметров, подчеркнув, что это "революционная история" для столицы - создание нового городского транспорта, связывающего пригороды через центр города. "Наземное метро?" - уточнил президент. "Да, по сути дела наземное метро, которое будет работать с интервалом 5-8 минут, постепенно будем уменьшать интервалы", - ответил мэр столицы.

Владимир Путин поинтересовался, сколько пассажиров способны охватить диаметры. "Мы считаем, что полмиллиона в этом году, в следующем году - до 700 тысяч, в 2023 году - 2,2 миллиона человек", - сообщил Собянин, уточнив, что речь идет о количестве пассажиров за один рабочий день. Годовой же пассажиропоток сейчас оценивается в 200 миллионов человек, и он будет расти по мере открытия новых станций и запуска очередных диаметров, добавил мэр. "Это больше, чем перевозит "Аэрофлот", - отметил Владимир Путин.

Президент уверен, что центральные диаметры очень нужны мегаполису и помогут в решении его транспортных проблем. "Спасибо от имени москвичей", - сказал он, обращаясь к Сергею Собянину, Олегу Белозерову и губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву. МЦД - общий проект Минтранса России, правительства Москвы, правительства Московской области и ОАО "РЖД". "Мы вместе вложили порядка 25 миллиардов рублей", - отметил Белозеров.

Центральные диаметры очень нужны мегаполису и помогут в решении его транспортных проблем

Затем глава государства вместе с сопровождающими протестировал работу МЦД-1 и проехал несколько станций. В вагоне поезда мэр столицы передал президенту именную карту "Тройка", которой можно заплатить за проезд на всех видах транспорта Москвы, а теперь - и Подмосковья в пределах МЦД.

"Главное достижение, конечно, цена", - заявил журналистам Андрей Воробьев. По его словам, общим решением правительств Москвы, области и РЖД она снижена в три раза по сравнению с тем, сколько стоил проезд по тому же маршруту с пересадкой с московского метро на пригородную электричку. Все льготы на проезд для студентов и пожилых людей сохраняются, добавил губернатор Подмосковья. Теперь электрички интегрированы в систему метро, продолжил Сергей Собянин. Причем поезда не останавливаются на вокзалах, а продолжают движение сквозь город, подчеркнул он.

По центральным диаметрам курсируют электропоезда "Иволга" Тверского вагоностроительного завода. Эта модель поезда разработана специально для МЦК. Пока составы состоят из шести вагонов, в следующем году они "вырастут" до одиннадцати вагонов, рассказал Воробьев.

Открытие движения по центральным диаметрам принесет пользу всем, уверены соавторы проекта. "Помимо того что люди начинают быстрее передвигаться из пригорода в Москву и внутри Москвы, мы сокращаем нагрузку на другие виды транспорта, в первую очередь - наземного", - отметил Сергей Собянин. "Будет меньше машин на магистралях и на МКАД, лучше экология", - добавил он. Точный экономический эффект от этого проекта назвать сложно, но он точно будет, уверен градоначальник. "После строительства новых дорог и новых станций метро объем инвестиций в экономику (Москвы) увеличился в два раза", - привел пример столичный мэр.

По мнению Собянина, наземное метро - отличное решение еще и потому, что оно кратно дешевле подземного, но тоже позволяет сократить поток автотранспорта в столицу. По его данным, сейчас примерно половина машин, передвигающихся по дорогам Москвы, из Подмосковья и других регионов. "Это не потому, что им так хочется, а потому что альтернативы не было", - отметил мэр. "Такой проект очень важен для Подмосковья, другого просто не существует", - подчеркнул он.

Стоит заметить, что и столица, и область не собираются останавливаться на достигнутом. "Мы запускаем сегодня МЦД, но это не означает, что мы прекращаем работу над этим проектом", - заявил журналистам мэр Москвы. По его словам, строительство путей, пересадочных маршрутов, благоустройство территории, создание комфортной и безбарьерной среды потребует еще примерно пяти лет интенсивной работы.

Продолжится и развитие уже действующего МЦК. По словам Олега Белозерова, уже отработана технология беспилотного движения по центральному кольцу, осталось подготовить нормативную базу. "В 2021 году хотели бы вас пригласить на беспилотное движение по МЦК", - сказал он Владимиру Путину.

Напомним, МЦД - это новые наземные ветки метро, которые связывают столицу с областью. Общая протяженность первых двух маршрутов - Белорусско-Савеловского (МЦД-1 от Одинцово до Лобни) и Курско-Рижского (МЦД-2 от Нахабино до Подольска) - составляет 132 километра, на них расположено 57 станций, с 19 из которых можно будет сделать пересадку на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и радиальные направления железной дороги.

Еще три направления МЦД "Зеленоград - Раменское", "Апрелевка - Железнодорожный" и "Домодедово - Пушкино" находятся в стадии проектирования.

ИНФОГРАФИКА "РГ" / АЛЕКСАНДР ЧИСТОВ / АНТОН ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ / МИХАИЛ ШИПОВ / ЛЮБОВЬ ПРОЦЕНКО

Два поехали, три на подходе

Два московских центральных диаметра - МЦД1 и МЦД2 - москвичам пора привыкать к новой аббревиатуре, вошли в их жизнь сегодня совершенно буднично. В 5.00 утра, например, в Лобне, пассажиры как всегда, пришли на платформу, а там вместо обычной электрички стоит новенькая "Иволга". Удобные сиденья, телеэкраны, свободный проход через весь поезд, зарядки для телефонов в каждом кресле... Даже самые заспанные проснулись от такой красоты и начали снимать на свои смартфоны.

Сделать пригородный транспорт частью общегородского столица мечтала давно. И в самом деле было обидно: рельсы проложены, и поезда по ним идут, но мимо! А в 2016 году старое грузовое пассажирское кольцо вдруг словно само собой превратилось в МЦК. Власти рассчитывали, что за два года им начнут пользоваться 200 тысяч москвичей, а пересели на новое кольцо за это время 400 тысяч. Сейчас же на нем ездят уже более полумиллиона человек в день.

Прошло еще три года. И вот поехали два первых Московских центральных диаметра, связав между собой Лобню - Одинцово и Нахабино с Подольском. Заработали в режиме метро, останавливаются у каждой станции. Пока поезда идут каждые 58 минут, но в скором времени железнодорожники обещают сократить эти интервалы между составами почти до настоящих метрополитеновских. По прогнозу пользоваться этими первыми диаметрами будут четыре миллиона жителей Москвы и Подмосковья. В том, что без пассажиров они не останутся, можно не сомневаться. Ведь поездки на МЦД - это прежде всего экономия времени на дорогу от 30 до 45 минут на каждой поездке. Происходит же это за счет появления удобных пересадок на МЦК, метро и радиальные железнодорожные линии. Сейчас на МЦД1 их уже 13, а на МЦД2 - 16. Скоро строители обещают добавить к ним еще 10 на МЦД1 и 13 - на МЦД2.

Еще удобнее будет, когда достроят Большую кольцевую линию метро. Например, на МЦД1 один выход на нее уже есть - на "Савеловской" , а второй - на "Можайской" - строится. Несколько пересадок на БКЛ появится и у МЦД2 - на "Марьиной Роще", "Ржевской", "Текстильщиках" и "Печатниках". Ведь для того чтобы, скажем, попасть с одного диаметра на другой, не надо будет ехать в центр города, а можно будет пересесть гораздо ближе.

К 2025 году через столицу будут проходить уже пять Московских центральных диаметров

Но и это еще не все. Посмотрите на схему, как изменится в Москве метро за ближайшие пять лет, и наземное, и подземное. Подземка к 2025 году практически удвоится - до 310 станций и 574 км линий. В целом же протяженность рельсового транспорта вырастет до 1000 километров. Ведь наряду с продолжением обустройства инфраструктуры первых МЦД строители продолжают строить еще три новых центральных диаметра - МЦД3, МЦД4 и МЦД5. Их радиальные линии практически прошивают Москву насквозь с разных сторон, делая дорогу в любой конец города более близкой и комфортной. Они придут уже к 6 миллионам жителей столичного региона. Скажем же строителям спасибо за это. А если есть еще вопросы к главе Московского стройкомплекса заместителю мэра Москвы по градостроительной политике и строительства Марату Хуснуллину - звоните и пишите нам, завтра он гость "Российской газеты".

"Иволга" подана

Две ветки наземного метро, как называют Московские центральные диаметры, это в целом 66 новых и реконструированных станций, 132 км железнодорожных путей и 28 пересадок на метро, МЦК и радиальные направления МЖД.

Новый транспорт подарил жителям столицы и ее гостям десятки новых маршрутов. Если раньше люди приезжали, например, на Ленинградский вокзал из Петербурга, то неизменно спускались в метро, чтобы добраться до места назначения по кольцевой или "красной" ветке. Теперь у них появился выбор. Вам нужно, скажем, на юг, в Царицыно? Туда удобнее от станции Каланчевская доехать на МЦД-2. Пересекая практически всю Москву, вы доберетесь без пересадок за полчаса. Надо на север? С той же точки "Иволга" домчит до станции "Дмитровская".

Кто-то заметит, что на электричке можно было доехать туда и раньше. Но, во-первых, электричку надо было еще дождаться, а можно было попасть и на технологическое окно длиной два-три часа. К тому же цена. На МЦД билеты почти вдвое дешевле. А главное - проще стало вообще платить за проезд. Нужно только знать, что стоимость зависит от зоны. В Центральной зоне (в пределах станций Сетунь - Марк и Остафьево - Волоколамская) билет стоит 38 рублей. Чтобы заплатить за проезд, лучше всего приобрести карту "Тройка" и открыть "Кошелек".

Собрались в область до Подольска, Нахабино, Лобни или Одинцово? Это уже зона "Пригород" - туда билет стоит 45 рублей, или на 7 рублей дороже. А выезжая из "Пригорода", к 45 рублям нужно добавлять 23 рубля за каждые 10 километров пути. И помните: на МЦД действует двойная валидация. Это значит, что "Тройку" или билет надо прикладывать к валидатору не только на входе, но и на выходе.

Причем имейте в виду: картой "Тройка" или "Тройка-Стрелка" можно расплатиться только в пределах станций Кубинка, Дмитров, Чехов и Новоиерусалимская. Причем на "Тройку" можно записать любой абонемент - например, на месяц или на год, что еще выгоднее. А учащиеся и пенсионеры, как ездили бесплатно или со скидкой по своим соцкартам, так и будут ездить.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Экономика Транспорт Железные дороги Президент Филиалы РГ Столица ЦФО Москва МЦД: Новый общественный транспорт Московского региона
Добавьте RG.RU 
в избранные источники