- Ажиотаж начался сразу, как только мы объявили о том, что к нам впервые приедет "Золотая Маска". Ради эксперимента мы начали продажи 1 июля, до старта масштабной рекламной кампании. К сентябрю большая часть билетов была продана. Наша публика оказалась готова к такому событию. Даже в последние две недели до начала показов люди заходили к нам в театр в поисках лишнего билетика. У счастливчиков, которым удалось "поймать" билеты, была особая радость, - сказала Никифорова.
По ее словам, такого интереса в театре не ожидали и перед запуском продаж волновались: а "зайдет" ли Ижевску "Золотая Маска"? Город рабочий, в прошлом - заводской поселок. Здесь бы легкие комедии людям показывать, а не фестивальные спектакли, которые требуют "интеллектуального вовлечения".
- К счастью, этого не произошло. Все спектакли прошли при очень горячей поддержке зрителей. Это при том, что постановки у нас были самые разные: от абсолютно демократических, классических до новаторских и даже экспериментальных. И после каждого были аплодисменты, не просто дежурные, это действительно было понимание, поддержка зрителя. Я думаю, что пришла та публика, которой это было важно, нужно и интересно, и такие люди у нас в городе есть, - поделилась переживаниями Никифорова.
Она считает, что проводить подобные проекты в регионах и небольших городах России необходимо - это позволит сформировать в стране единое культурное пространство.
- Еще несколько лет назад на Дягилевском фестивале в Перми серьезно обсуждали, есть ли культурная жизнь за МКАДом. Тогда об этом еще можно было дискутировать, но сейчас, благодаря в том числе такому масштабному проекту "Золотой Маски" в городах, регионах, эта дискуссия становится все менее актуальной. "Маска" очень поднимает "насмотренность" зрителя, - считает Никифорова.
В пример она привела Череповец, куда в этом году "Золотая Маска" привезла спектакли аж в десятый раз. По ее мнению, именно по этой причине зритель даже в маленьком городке порой бывает более искушенный, чем, например, в 650-тысячном Ижевске.
- Когда Марию Ревякину (генеральный директор фестиваля "Золотая Маска" - Прим. "РГ") спросили, как формируется афиша в каждом городе, она сказала: для всех индивидуально. К примеру, спектакли, которые везут в Новосибирск, не рискнут привезти в Ижевск, потому что нужна определенная планка "насмотренности" у зрителей. Я надеюсь, что еще два-три проекта и к нам будут привозить то же самое, что и в Новосибирск. За девять дней на спектакли в Ижевске пришло 4200 человек. Возможно, это не так много, но это своего рода брошенный в воду камешек, от которого идут круги. Мне бы очень хотелось, чтобы этот проект продолжался, - сказала Анна Никифорова.
Кстати
Со 2 по 11 ноября "Золотая Маска" показала в Ижевске семь спектаклей. В их числе "Волки и овцы" московского театра "Мастерская Петра Фоменко", "Золушка" Музыкального театра Карелии, "Время секонд хэнд" по роману Светланы Алексиевич омского театра драмы, "Зулейха открывает глаза" по повести Гузель Яхиной Башкирского театра драмы имени Мажита Гафури, "Петр и Феврония муромские" по мотивам сочинения Ермолая-Еразма московского театра "Практика", "Корабль дураков" по средневековым французским фарсам театра-студии "Грань" из Новокуйбышевска и спектакль "Король Лир" Русского драматического театра Удмуртии.
Проект проходит при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Союза театральных деятелей Российской Федерации