24.11.2019 18:36
    Поделиться

    Исторический музей показывает свою коллекцию Фаберже

    Не прошло и года после того, как в музее "Новый Иерусалим" был показан большой межмузейный проект "Стиль Фаберже. Превосходство во времени", и вот Исторический музей продолжает тему. Выставка "Фаберже и придворные ювелиры" в ГИМе (ее можно увидеть до 30 апреля) предлагает взглянуть на изделия знаменитой фирмы в контексте ювелирного искусства второй половины ХIХ - начала ХХ века. Среди более 300 экспонатов - вещи из царских дворцов, церковная утварь и впервые представленная коллекция серебра из полковых музеев.
    Валерий Мельников/ РИА Новости

    Эпоху Серебряного века не зря называют иногда русским ренессансом. Если говорить о плеяде выдающихся ювелиров, работавших в России на рубеже XIX-ХХ веков, то в их произведениях Серебряный век стал буквально золотым и бриллиантовым. К примеру, изящная рамка с портретом княгини Зинаиды Юсуповой, изготовленная фирмой Фаберже, обрамлена ландышами из жемчуга, золота и эмали. Золотой браслет работы Ивана Чичелева (что ныне - большая редкость, - прим. "РГ") украшен рубинами и жемчугами. Сверкает сапфирами, изумрудами, рубинами ларец из серебра и порфира, что был сделан московской фирмой Ивана Хлебникова и поднесен цесаревичу Алексею в дни празднования 300-летия Дома Романовых. К этой же дате нижегородское дворянство заказывало у Хлебникова массивное блюдо - с чеканкой и драгоценными камнями. "Буйство форм", которым, по словам Алексея Левыкина, директора ГИМа, отмечены представленные на выставке экспонаты, действительно, впечатляет.

    "Встреча" произведений ювелиров московских и петербургских школ - один из центральных сюжетов выставки. Если петербургские ювелиры ориентировались в большей степени на европейских мастеров, то московская ювелирная школа - на национальные традиции. Возрождение декоративных принципов, присущих древнерусскому искусству, использование сложных технологий сканей и эмалей, использование фольклорных мотивов отличало работы московских ювелиров рубежа веков. Так что, увидев изящную cолонку, сделанную по образу и подобию холщового мешка Игнатием Сазиковым, который считается основоположником русского стиля в ювелирном искусстве, или кружку с изображением девичьего хоровода, или серебряный пресс для бумаги, представляющий скульптурную группу крестьянских детей, которые читают книжку, можно не сомневаться, что перед нами - произведения московских мастеров. Исторический стиль, или "стиль национальной романтики", был очень популярен на рубеже веков. Не в последнюю очередь благодаря произведениям, вышедшим из мастерских фирм Павла Овчинникова и Ивана Хлебникова.

    Петербургские же ювелиры группировались вокруг Карла Фаберже. Главный поставщик Российского Императорского двора и многих королевских дворов Европы, Фаберже стал символом синтеза европейских традиций и национальной русской тематики. Работы мастера, настаивавшего на том, что ценность изделия - в качестве вложенного в него труда, считались вершиной ювелирного искусства. Коллекции работ Фаберже, которая хранится в ГИМе, отдан центральный раздел выставки.

    Другая часть экспозиции посвящена предметам церковной утвари. Здесь впервые можно увидеть икону "Преображение", привезенную великим князем Сергеем Александровичем из Палестины. В России он заказал оклад для нее в одной из лучших петербургских фирм - братьев Грачевых. Икона была подарена Преображенскому собору Петербурга, который традиционно был храмом Преображенского полка.

    Отдельная увлекательная история - собрания полковых музеев, где хранились памятные дары, и не только. Военные реликвии боевых частей, серебряная скульптура, кружки и чарки с памятными знаками, созданные ювелирами петербургской школы, составили необычный раздел полкового серебра.

    Поделиться