Как нестабильный Ближний Восток меняет рынок нефти

Вашингтон намерен сохранить контроль над нефтяными месторождениями на северо-востоке Сирии. Это еще больше запутывает и без того сложную ситуацию на Ближнем Востоке. Обстановка в крупнейшем нефтедобывающем регионе никак не стабилизируется, что отражается на всем мировом рынке.

Главной деструктивной силой здесь уже давно остаются США. Америка, как крупнейший потребитель углеводородов, умело использует внутренние разногласия стран региона в своих интересах. Во-первых, для решения политических задач. Во-вторых, чтобы создавать для своей экономики комфортные условия существования. "Контролируя сирийские нефтяные месторождения, США решают две связанные задачи. Лишают доступа к этому источнику, с одной стороны, отряды ИГИЛ (запрещена в РФ), с другой - сирийские власти. А также обеспечивают материальную помощь поддерживаемым США курдским формированиям и отрядам "Сирийских демократических сил", оппозиционных президенту Асаду", - считает эксперт-аналитик "Финам" Алексей Калачев.

По мнению эксперта Института Ближнего Востока Татьяны Шмелевой, в Сирии "США за счет откровенного воровства местной нефти спонсируют курдские террористические группировки, минимизируя свои расходы в этом конфликте". Объемы сирийской нефти слишком малы, чтобы удовлетворить аппетиты крупнейшего потребителя. Но их достаточно для финансирования и обеспечения подконтрольных Белому дому сил в этом регионе.

Запрет на покупку иранской нефти оказался очень выгоден России

Второе направление политики США на Ближнем Востоке - Иран. Здесь, нечего скрывать, запрет на покупку иранской нефти оказался выгоден России. "Независимо от дружественных отношений РФ с Ираном, а также Венесуэлой, стоит признать, что санкции против этих стран сыграли на пользу российской нефтяной отрасли, изъяв с рынка избыточные объемы предложения, - говорит Калачев. - Они заметно снизили для России цену участия в соглашении ОПЕК+ по ограничению нефтедобычи. Фактически сохранив объемы производства, РФ при этом смогла увеличить экспорт нефти. В январе-октябре 2019 года он составил 223,26 млн тонн, что на 5,6% больше, чем в январе-октябре 2016 года. Рост отчасти оказался обеспечен растущим спросом в Китае, а отчасти стал возможен благодаря замещению на рынке российской нефтью сокращения поставок из Ирана и Венесуэлы".

Вашингтон устранил с европейского и азиатского рынков нашего конкурента, но если рассмотреть влияние антииранских санкций в целом на мировой нефтяной рынок, то они в очередной раз серьезно нарушили его баланс, который с таким трудом пытаются установить участники пакта ОПЕК+. Котировки черного золота скачут вверх-вниз, что совсем не устраивает нефтедобывающие страны, в том числе и Россию.

223 миллиона тонн нефти составил объем экспорта нефти в январе-октябре 2019 года

"С помощью санкций Вашингтон хочет по максимуму "обнулить" нефтяной экспорт Ирана, - пояснила Шмелева. - Он уже давно старается регулировать углеводородный рынок в своих интересах. Делает это всеми доступными средствами. В результате ценообразование на мировом нефтяном рынке все больше подвержено влиянию неэкономических факторов".