Киты и фитопланктон способны снизить действие парникового эффекта практически до нуля. Они потребляют огромные объемы углекислого газа и выделяют больше кислорода, чем все остальные источники на планете вместе взятые. А как показало новое исследование, опубликованное накануне в IMF, повышение популяции китов на пару процентов может оказать более ощутимый эффект для планеты, чем, например, высадка миллиардов деревьев.
Синий, серый, гренландский и горбатый киты за свою жизнь потребляют около 30 тонн углекислого газа, который даже после смерти животного остается в форме твердого углерода и перерабатывается экосистемой океана без ущерба для планеты, выяснили ученые. Для сравнения - одно среднее дерево за 10 лет поглощает меньше 250 килограммов диоксида углерода.
Более того: в процессе жизнедеятельности киты насыщают воду отходами, богатыми азотом и железом, тем самым стимулируя рост фитопланктона. Эти микроскопические существа сегодня обеспечивают как минимум выбросы как минимум 50 процентов всего кислорода в нашу атмосферу, при этом они потребляют около 37 миллиардов метрических тонн углекислого газа, - примерно 40 процентов всего произведенной человеком углекислоты. Эффект равен производительности 1,7 триллиона деревьев - то есть они работают как четыре амазонских леса, которые принято называть легкими планеты.
Благодаря китам увеличение производительности фитопланктона даже на один процент позволит "забирать" из окружающей среды сотни миллионов тонн углекислого газа в год, что эквивалентно появлению двух миллиардов новых зрелых деревьев.
Фитопланктона в мировом океане могло бы быть значительно больше, но в теплых водах ему не хватает азота и фосфора, а в холодных регионах - железа. Там же, где китов много, этой проблемы нет, и планктона появляется гораздо больше.
После нескольких десятилетий промышленного китобойного промысла популяция китов в мире сократилась на 75 процентов. Как подсчитали ученые, если вернуться к объемам популяции до этого периода, животные способы снижать содержание углекислоты на 1,7 миллиарда тонн в год. Правда, на это потребуется более 30 лет усилий всего мирового сообщества.