В спасательном ведомстве уверены, что давно назрела необходимость внести поправки в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
Как пояснили корреспонденту "РГ" в пресс-службе МЧС России, сейчас в этом законе упоминается словосочетание "обоснованный риск", но совершенно не раскрывается его содержание и в чем заключается разница между обоснованным и необоснованным риском. То есть само понятие есть, а расшифровки его содержательной части нет. В связи с этим у спасателей возникали, возникают и в дальнейшем могут возникать проблемы, прежде всего в судах.
Не секрет, что после аварий, особенно резонансных с многочисленными жертвами, выжившие спасатели нередко попадают за решетку, а в отношении них возбуждают дела. Применяемая статья, как правило. стандартная - халатность. Якобы начальники от МЧС не учли риски в ходе проведения аварийно-спасательных операций и послали своих подчиненных на верную гибель.
За примерами далеко ходить не надо. Например, сейчас в Москве судят двух начальников, Дмитрия Ширлина и Сергея Барсукова. Они, по версии следствия, в 2016 году во время пожара на востоке Москвы неоправданно рискованно разместили пожарные расчеты на крыше горящих складов. В результате обрушения кровли восемь пожарных тогда погибли. Коллеги обвиняемых убеждены в их невиновности. На днях в поддержку Ширлина и Барсукова в Преображенском суде Москвы выступил замглавы МЧС России Игорь Денисов. По мнению Денисова, который на тот момент возглавлял столичный главк МЧС, Ширлин и Барсуков действовали согласно обстановке и не могли предвидеть гарантированное обрушение части кровли.
Однако пока расшифровка понятия "оправданный риск" остается по сути на усмотрение судьи. Однако судьи обязаны руководствоваться законом, а не житейским пониманием того, что зачастую действия спасателей при ликвидации аварий выходят за рамки общих требований трудового законодательства по обеспечению безопасных условий труда.
Поэтому до сих пор при расследовании дел о халатности судьи могут как учитывать, так и не учитывать то, что профессия спасателя сама по себе объективно высокорискованная, и неизбежность риска зачастую обусловлена высокой степенью неопределенности обстановки в зоне аварии.
К слову, в УК РФ также есть ст. 41, п. 2, где прописано понятие "обоснованный риск". Но и там совершенно не пояснено, что конкретно понимается под этим термином.
Теперь же МЧС России предложило конкретизировать понятие "оправданный риск" как "действия, требующие незамедлительного реагирования спасателя, направленные на спасение жизни и здоровья пострадавших в результате аварии лиц в условиях проведения аварийно-спасательных работ, когда есть основания полагать, что такое спасение возможно, и реализуемые с угрозой для жизни и здоровья или приведшие к гибели пострадавших и (или) самого спасателя".
При этом принятие необоснованных решений ради выполнения поставленных задач любой ценой не считается правомерным.