В документе четко прописано: чему и в каком классе ребенка должны научить. Вот лишь некоторые требования из проекта новых школьных стандартов начальной школы.
- создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений), (письма, поздравительные открытки, объявления);
- распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи);
- определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавить текст, пересказать;
- применять изученные правила правописания, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- определять род, склонение, число, падеж существительного;
- составлять предложения с однородными членами;
- правильно списывать, писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов; писать подробное изложение (50-60 слов);
- различать произведения устного народного творчества и художественной литературы;
- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
- сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным;
- писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки;
- выбирать книги для самостоятельного чтения;
- среди рекомендованных для "началки" - "детские" произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока
- Вести диалог объемом 4-5 реплик;
- читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале;
- писать электронное сообщение личного характера объемом до 40 слов с опорой на образец;
- распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);
- считать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1 000 000;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 100 - устно, с многозначными числами - письменно; умножение на 10, 100, 1000 - устно; умножение и деление на однозначное число в пределах 100 - устно, на двузначное число в пределах 100000 - письменно; деление с остатком в пределах 1000;
- находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
- знать и использовать при решении задач единицы: длины, массы, времени, вместимости, цены и стоимости, площади, скорости;
- различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг, изображать окружность заданного радиуса; пользоваться циркулем;
- заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;
- рассказывать о государственных праздниках России; достопримечательностях столицы России и родного края;
- знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;
- показывать на карте горы, равнины, реки, озера, моря, субъекты Российской Федерации и города России;
- ориентироваться на местности по местным признакам, Солнцу, компасу;
- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон;
- ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование;
- различать полезные и вредные привычки;
- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов в сети Интернет;
- соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети Интернет; при использовании объектов транспортной инфраструктуры, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;
- соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).
Не слишком ли много требований? Откуда они взялись? И не перегружают ли ребенка? Об этом "РГ" рассказала Руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Наталья Виноградова:
- Можно по-разному относиться к идее распределения требования стандарта по классам. Но в нашей стране огромная армия учителей, их опыт, педагогическая культура, знания-умения весьма различны. И на самом деле многим учителям, которые привыкли работать в определенных рамках, стандарт может облегчить работу. Тем более, что большинство из этих требований основаны на тех же самых примерных программах, которые уже "работают" в школах более 10 лет, - рассказала она. - А творческие учителя смогут за эти рамки спокойно выходить - давать больше, интереснее, разнообразнее. И еще мы забываем, что стандарт определяет требования к образованию на конец 4 класса, поэтому достижения выпускника начальной школы - это результат его образования за четыре года.
По словам Натальи Виноградовой, какие-то отдельные конкретные требования могут быть завышены. Но большинство предметных требований соответствуют возможностям и особенностям развития ребенка в этом возрасте.
- Нельзя сравнивать советских детей и детей современных - у последних гораздо больше возможностей, они живут в другом мире, развиваются по-другому. И средний уровень у них гораздо выше, чем был у ребят даже 10-20 лет назад. Это подтверждают и международные исследования, - говорит Наталья Виноградова. - Существенное улучшение достижений наших младших школьников ученые связывают, в том числе, и с введением стандартов. Я уверена, что доработанный стандарт работает на перспективу, в нем представлено содержание, которое актуально для современных детей. Например, большинство младших школьников уже общаются с компьютером, некоторые посещают Интернет. Должны они знать риски этой своей деятельности? Конечно! Вот и добавлено требование о правилах безопасного поведения в сети Интернет. Но это не означает, что все дети на отметку (!) будут сдавать эти правила. А вот ориентироваться в известных рисках на уровне подготовки к дальнейшему обучению - будут! Сегодня вряд ли кому непонятно, что образование должно работать на шаг вперед, давать детям больше, а требовать на базовом уровне.
Эксперт замечает: не стоит забывать о том, что 20 процентов программы в "началке" образовательная организация может формировать самостоятельно, исходя из своих традиций, способностей детей… 20 процентов для начальной школы, где все ребята должны освоить смысловое чтение, навыки письма, счета и вычислений, да и многое другое…. - это большой резерв для педагогического творчества.
Что еще важно? Некоторые неопытные учителя считают: "Все, что написано в учебнике, ребенок должен знать чуть ли не наизусть. Абсолютно все упражнения обязательны для выполнения". А это не так. В учебниках есть базовое содержание (его должны усвоить все дети!) и есть общий развивающий фон, который обеспечивает движение вперед успешным детям. Благодаря стандартам, учителя будут точно знать - вот этот базовый минимум я дать обязан. Все остальное - интеллектуальный фон обучения, который учитывает возможности, интересы, потребности ученика и обеспечивает его успешное перспективное развитие.