У себя на родине его называют "неистовым прокурором", а Международная ассоциация прокуроров, вице-президентом и сенатором которой от нашей страны является экс-замгенпрокурора России Александр Звягинцев, присудила Марко де Паолису звание "Лучший прокурор мира" с вручением ему специальной награды.
Все началось три десятилетия назад, когда прокуратура СССР возбудила уголовное дело по факту расстрела гитлеровцами во Львове итальянских военнослужащих.
В сентябре 1943 года фашистская Италия капитулировала перед войсками антигитлеровской коалиции, высадившимися в Сицилии и тут же была оккупирована гитлеровцами. 640 тысяч итальянских солдат, воевавших на Восточном фронте, были объявлены военнопленными. Специальный циркуляр предписывал "расстрелять в экстренном порядке" итальянцев, отказавшихся присягнуть на верность "фюреру" и перейти на службу в вермахте.
Одна из первых драм и разыгралась во Львове. 2500 итальянских солдат были безжалостно расстреляны.
Массовые истребления проводились в Лиснецком лесу, на Погулянке, в старинной крепости "Цитадель", а также в концлагере "Яновский" вблизи г. Яворова.
Молодой помощник Генпрокурора Александр Звягинцев написал тогда статью: "Италия, где твои сыновья?" Она вышла в популярной газете "Иль Джорнале". Так Италия узнала о жестокой трагедии, которая в силу разных причин старательно скрывалась от общественности. Марко де Паолис решил докопаться до истины: куда делись свидетельства о злодеяниях нацистов?
Ответ оказался неожиданным. В архивном ведомстве были обнаружены металлические шкафы, плотно приставленные к стене лицевой стороной. Когда их вскрыли, привычный афоризм "скелет в шкафу" показался невинной шуткой. Из шкафов посыпались документы о тысячах искалеченных жизней и судеб. В историю итальянской юриспруденции эти архивы вошли как "шкаф позора"...
Марко написал совместно с историком Паоло Пеццино книгу "Трудное правосудие", раскрыв "самую большую трагедию, которая поразила итальянский народ - это замалчивание страшных событий".
Авторы рассказали о жуткой резне в селении Сант Анна ди Стаццема, жертвами которой, по официальным данным, стали по меньшей мере 370 человек, по неофициальным подсчетам - 560... В это небольшое селение в горах стекались люди в надежде, что лютовавшие эсэсовцы туда не доберутся. Но они добрались. Все живые, а это были пожилые люди, женщины и дети, прятались в храме. Их прикладами выгнали на площадь. Престарелый священник не мог быстро идти, его застрелили прямо в церкви.
Понимая, что назревает трагедия, второй священник стал обращаться к карателям с призывами не причинять зла беззащитным людям. К нему подошел эсэсовский офицер и в упор выстрелил ему в висок. Тотчас заговорили пулеметы и автоматы, площадь превратилась в кровавое месиво искалеченных тел. Когда смолкли крики и стоны, эсэсовцы из пистолетов и штыками добивали тех, кто еще корчился в предсмертных муках. Новорожденному ребенку 20 дней от роду эсэсовец выстрелил в головку, затем убил его мать...
Об этой бесчеловечной трагедии рассказывает новый документальный фильм - расследование Александра Звягинцева, презентация которого состоялась в ходе круглого стола. Очевидно, он будет показан на одном из наших телеканалов, но смотреть его, особенно впечатлительным людям, будет непросто.
После освобождения Италии американцы определили подразделение, которое занималось поголовным уничтожением жителей Сант Анна - батальон 16-й дивизии СС. Досье отправили в Вашингтон, а затем вернули в Италию. И вместе с собранными другими 694 досье поместили в тот самый "шкаф позора", где они были закрыты под предлогом "временной архивации". И только в 2002 году итальянский суд за резню в Сант Анна ди Стаццема приговорил к пожизненному лишению свободы 8 человек.
Почему так упорно замалчивались нацистские преступления? По мнению Марко де Паолиса, английские и американские военные, уже строившие планы новых войн, стали всячески противодействовать осуждению военных преступников. Италия, оказавшаяся в удушающих объятиях новых союзнических обязательств, не смогла противостоять общей тенденции "холодной войны".
Но "неистовый прокурор", чувствуя глухое сопротивление, продолжал раскрывать военные преступления. Под его непосредственным руководством было расследовано 515 случаев геноцида гражданского населения и убийств итальянских военнослужащих, совершенных в годы войны. Прямая обязанность государства, считает он, разыскать, обличить и наказать ответственных за чудовищные преступления. Работу по преследованию нацистских преступников он продолжает по сей день, добиваясь их экстрадиции из других стран.
- К пожизненному заключению было приговорено 61 лицо, - рассказывает Марко де Паолис. - Можно было надеяться, что Германия должна будет компенсировать ущерб семьям жертв нацистских преступлений. Увы, решения итальянских судей не котируются (чтобы не сказать, игнорируются). Несмотря на принятые военными трибуналами Специи, Вероны и Рима решения, ни одно из них не получило ответа от Германии. То есть ни о каком сотрудничестве речь не может идти...
Не всем нравится его упорство. По словам Александра Звягинцева, жизнь де Паолиса не раз подвергалась смертельной опасности, и ему назначена пожизненная охрана из хорошо подготовленных карабинеров.
Правду не скрыть, любая тайна рано или поздно становится явью. Италия узнала и своих героев - гарибальдийцев, и своих палачей. Вот что думает об этом Главный военный прокурор.
Какие жертвы понесла Италия от рук гитлеровских палачей?
Марко де Паолис: С 8 сентября 1943 года и до конца Второй мировой войны среди гражданского населения, партизан и военнослужащих от рук нацистов пали около 25 тысяч жертв. Расправы над итальянскими военнослужащими проводились в разных частях света, особенно в балканских странах, где они находились.
Вы продолжаете расследовать эти факты?
Марко де Паолис: Военные преступления не имеют срока давности, это преступления против человечности. Поэтому нельзя умалчивать о них, останавливаться в правосудии. Меня поразили две составляющие преступлений: те, кто их совершил, спокойно жили обычной жизнью, а близкие погибших терпели постоянную нескончаемую боль горькой утраты.
Участники карательных акций оправдывают себя тем, что они всего лишь солдаты и выполняли приказы командиров...
Марко де Паолис: Исполнение преступных приказов - это соучастие в преступлении. Участники массовых расстрелов гражданского населения, женщин, стариков, детей не могли не понимать, что творят жестокое беззаконие. Это позволило привлечь к ответственности, невзирая на воинские звания, не только тех, кто отдавал преступные приказы, но и кто исполнял их. Правосудие утверждает не только юридические, но и моральные, нравственные устои.
Имеет ли смысл сегодня, спустя многие десятилетия вершить правосудие?
Марко де Паолис: Имеет. Если преступники так и останутся без наказания, это оскорбит память тех, кто погиб, кто был замучен и убит. Сегодня многие переписывают события тех лет. Правосудие должно выступать инструментом охраны памяти и совести поколений.