В России за десять лет смертность на дорогах сократилась в два раза

Если в России количество ДТП, а также число погибших и раненых в них людей снижается, то в большинстве стран Европы эти показатели либо стабильны, либо немного растут. Даже о Всемирном дне памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, который отмечается в третье воскресенье ноября, похоже, вспомнили только в России.
Предоставлено ГУОБДД МВД России

- В этот день во всех регионах страны прошли мероприятия и акции, призванные напомнить о жертвах дорожных трагедий, - рассказал "РГ" начальник отделения пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Антон Белан. - И то, какое количество людей, принимает в них участие, свидетельствует о значимости этой проблемы для нашего общества. Вот и в нынешнем году мероприятия объединили сотни тысяч неравнодушных людей по всей стране: школьники, студенты, журналисты, представители общественных объединений и экспертного сообщества.

Антон Белан рассказал и о тематических акциях, которые прошли в России в День памяти. Так, например, в Томске в память о погибших на дорогах зажгли сотни фонарей. А в Ставрополе участники акции выпустили в небо 350 белых шаров - по числу жертв ДТП в регионе в этом году. Также в ряде регионов прошли автопробеги, в том числе с участием эвакуаторов, на платформах которых были установлены разбитые в авариях автомобили. Участие в автопробегах приняли представители экстренных служб, задействованных в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, общественных организаций, молодежных объединений. По всей России в этот день в храмах прошли поминальные молебны, и представители духовенства призвали верующих к неукоснительному соблюдению правил безопасного поведения на дорогах.

- Разумеется, сотрудники Госавтоинспекции принимали во всех мероприятиях самое непосредственное и активное участие, - говорит Антон Белан. - Кроме того, навещали в больницах детей, получивших травмы в ДТП. Ну, и, конечно, сдавали донорскую кровь - это уже традиционная акция.

Так День памяти проходил в России. Однако обратимся к истории даты и напомним, что инициатором учреждения Дня памяти жертв ДТП стала британская благотворительная организация RoadPeace, оказывающая помощь людям, пострадавшим в результате ДТП. Впервые он был проведен в Великобритании в 1993 году. Именно третье воскресенье ноября потому, что оно следует за Поминальная неделей, на которой в Великобритании и странах Содружества поминают всех, кто погиб в войнах и вооруженных конфликтах. Схожесть войн и дорожных аварий в том, что чаще всего их жертвами становятся молодые люди, а раны и травмы одинаково ужасны.

26 октября 2005 года Всемирный день памяти жертв ДТП был официально утвержден Генеральной Ассамблеей ООН. В 2009 году на первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения Россия выступила с инициативой проведения "Десятилетия действий" и получила широкую поддержку. Это декада стартовала в 2011 году и закончится в 2020-м. Поначалу во всех странах активно взялись за реализацию плана по снижению количества погибших в дорожных авариях. Но со временем, похоже, энтузиазм поугас. Европа переключилась на новые проблемы. В частности, на решение вопроса с незаконной миграцией. В итоге, даже о Дне памяти жертв ДТП в этом году вспомнили немногие.

Один из них - Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. Он вновь призвал все страны объединить усилия по преодолению глобального кризиса в области безопасности дорожного движения. И напомнил, что, несмотря на улучшения в этой области, в результате дорожно-транспортных происшествий в мире ежегодно погибает около 1,35 миллиона человек. Иначе говоря, на дорогах планеты каждые 24 секунды обрывается чья-то жизнь. Половину всех погибших в результате ДТП составляют пешеходы, велосипедисты, а также водители моторизованных двухколесных транспортных средств и их пассажиры. Травмы в результате ДТП являются восьмой по значимости причиной смерти в мире и первой - среди детей в возрасте 5-14 лет и молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет.

Как заявил президент Международной автомобильной федерации (FIA), спецпосланник генсека ООН по безопасности дорожного движения Жан Тодт, к большому количеству жертв ДТП в России приводят недостатки в образовании водителей и пешеходов, езда за рулем в пьяном виде, использование водителями телефонов и проблемы с правовым преследованием нарушителей. Но он подчеркнул, что российское правительство - МВД, Минтранс, Минздрав - прикладывает большие усилия для решения проблемы безопасности дорожного движения.

О том же свидетельствуют и данные российской Госавтоинспекции: уже не первый год в нашей стране происходит заметное снижение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. И, по словам президента экспертного центра "Движение без опасности" Натальи Агре, подобную стабильность демонстрирует только Россия.

Напомним, что в 2009 году в Москве на Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения была поставлена цель сокращения числа погибших по всему миру в два раза. Если посмотреть на кривую смертности, то за прошедшее десятилетие число погибших на дорогах мира фактически не изменилось. Более того, в США, например, за последние десять лет наблюдается рост погибших в авариях.

В Европе показатель смертности на дорогах либо остается неизменным, либо растет. Лишь в немногих европейских странах он медленно снижается. Если говорить про Азию, то там тоже сохраняется крайне нехорошая тенденция. Ну, а в Африке вообще все плохо.

На этом фоне можно говорить о том, что за последние десять лет мы, как и планировали, сократили смертность почти в два раза. Если в 2009 году в России было около 36 тысяч погибших в год, то в прошлом году в ДТП погибли чуть более 18 тысяч человек. В этом году цифры показывают, что мы тоже идем на сокращение: на российских дорогах погибло на тысячу человек меньше, чем в 2018-м.

Сейчас в России в рамках двух проектов - национального "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и федерального "Безопасность дорожного движения" - поставлена задача сократить к 2024 году количество погибших в 3,5 раза до 5 тысяч. Социальный риск должен быть сведен до 4 погибших на 100 тысяч населения. Это соответствует нынешнему уровню Германии. Хотя в самой Германии, как и во Франции стабильности в вопросе транспортной безопасности уже не наблюдается. Как отмечают в Европейском совете по безопасности транспорта, возможно, причиной тому может быть политика бюджетных сокращений после финансового кризиса в сочетании с миграционным кризисом и угрозой терактов.

Лидерами в вопросе безопасности на дорогах по-прежнему остаются Норвегия и Швеция. В Норвегии, например, самый низкий уровень смертности в результате ДТП в мире. В Швеции же более 20 лет планомерно реализуется стратегия "Vision Zero", главная цель которой - достичь нулевой смертности на дорогах.

В России тема безопасности дорожного движения, несмотря ни на какие иные проблемы, стоит во главе угла. И пока совместные действия заинтересованных министерств и ведомств под руководством Госавтоинспекции приносят результаты.

Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".