Документом предлагается урегулировать отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного, а также муниципального контроля. Инициатива закрепляет процессуальные основы проведения госнадзора, вводится понятие контрольно-надзорного производства. При этом будет предусмотрен исчерпывающий перечень оснований и поводов открытия контрольно-надзорного производства.
"Задача процедурных требований - с помощью детальной регламентации всех действий представителя надзорных органов предотвращать произвол, - пояснил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Инициатива, помимо прочего, предусматривает использование информационных технологий при проведении госконтроля. Все сведения, как о действиях контролеров, так и о соблюдении обязательных требований контролируемыми лицами должны быть доступны в информационных системах в режиме реального времени. В случае отсутствия этих сведений контрольно-надзорные мероприятия не приобретают юридического значения, а инспектор не допускается на объект", - отметил Груздев.
Отмечается, что законопроект прописывает перечень контрольно-надзорных мероприятий, устанавливая новые виды проверок. Надзорные органы вправе будут проводить проверки, выездные обследования, контрольные закупки, мониторинговые закупки, выборочный контроль, инспекционные визиты и рейды. Особый акцент в проекте сделан на стимулировании добросовестного поведения контролируемых лиц и профилактике риска причинения вреда.
"Проект подготовлен в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности и призван устранить действующие недостатки системы государственного контроля, в том числе бессистемность, неоправданный акцент на проведении проверок, недостаточность регулирования вопросов профилактики и прочее", - заключил Груздев.
"Суть этого законопроекта заключается в том, чтобы с нуля создать новый механизм проведения контрольно-надзорной деятельности взамен устаревшего - одиннадцатилетней давности", - пояснил "РГ" адвокат, управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров.
Вероятнее всего, на отмену Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", по словам эксперта, повлияла его неактуальность реалиям современного законодательства, а также частое использование должностными лицами госорганов при проведении контрольно-надзорных мероприятий других нормативных актов в обход этого закона (например, вместо проведения внеплановой проверки возбуждается дело об административном правонарушении). "Новый закон действительно создает дополнительные инструменты для защиты прав проверяемых лиц, в нем содержатся более подробные понятия и термины, введены принципы государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Особо стоит отметить новый инструмент досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений, действий (бездействий) контрольно-надзорных мероприятий, их должностных лиц, который позволит проверяемым лицам дополнительно обращаться в защиту своих прав в вышестоящий орган прежде, чем обратиться в суд. Считаю, принятие данного закона благоприятно отразится на соблюдении прав и законных интересов проверяемых лиц", - отметил адвокат Жаров.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"