Зачем актеры театра пришли работать на Горьковский автозавод

В приволжской столице состоялась вторая сессия годовой школы-лаборатории "Линии театра" - проекта, в рамках которого 44 творческих специалиста из России, Ирана, Польши, Армении, Казахстана и Белоруссии двенадцать месяцев исследуют тему "Память места" и создают театр будущего.
Сергей Пятаков/РИА Новости

Реализуется проект на базе Центра театрального мастерства (ЦТМ) в Нижнем Новгороде. О том, как работает лаборатория, что получит в итоге зритель и какой он, современный театр, корреспондент "РГ" побеседовала с одним из авторов проекта, режиссером, художественным руководителем Театрального центра имени Мейерхольда, профессором Школы-студии МХАТ Виктором Рыжаковым.

Виктор Анатольевич, почему местом притяжения для проекта "Линии театра" стал именно Нижний Новгород?

Виктор Рыжаков: Уникальность всей человеческой жизни заключается в общении, а если встречаются люди, у которых есть вопросы к профессии, к миру - я говорю о творцах, - это уникально вдвойне. В "Линиях театра" встретились режиссеры, актеры, художники-сценографы, хореографы, композиторы, драматурги из России и из-за рубежа. Темой для работы этой коллаборативной группы выбрана "Память места", а конкретно - Горьковского автомобильного завода. С ним связана значимая часть истории нашей страны. В 1932 году он начал функционировать и пережил все этапы советской эпохи - и становление, и войну, и восстановление после разрухи, и годы расцвета советского автопрома.

Меняется мир, социально-политическая и экономическая обстановка, формы государственного правления, меняется и ГАЗ. Несгибаемое и особенное место, очень серьезное. У Нижнего Новгорода богатейшая история: люди, события, культурные памятники времени, исследовать которые можно бесконечно. Один только Максим Горький чего стоит! В этом городе все неслучайно. Вот и наш проект не возник бы здесь, не появись в городе три года назад ЦТМ - новая негосударственная организация, объединившая независимых художников разных специальностей вокруг театрального искусства. И если рассматривать театр как модель мироустройства, модель сложных и многообразных человеческих взаимоотношений, то именно здесь можно подробно и качественно не только изучать и исследовать социально-историческое прошлое человека, но и моделировать его будущее. Как говорил Станиславский, "театр - искусство коллективное", объектом внимания которого является человек.

Какова специфика лаборатории, как вы исследуете память места?

Виктор Рыжаков: Первая сессия "Линий театра" называлась "Драматургия настоящего времени", ее курировал писатель Олжас Жанайдаров. Начали мы ее с посещения заводского музея, потом самого завода, его разных цехов и подразделений с многочисленными встречами и знакомством с людьми.

В этот приезд уже несколько участников лаборатории в течение двух дней трудились на конкретных рабочих местах, выполняя функционал разных рабочих профессий, то есть прошли некое погружение в заводскую жизнь и атмосферу производства. Наша задача - понять про ГАЗ больше, чем мы знаем сейчас, рассмотреть нечто скрытое от глаз - простое и важное, что позволит изменить нас самих.

Результатом станет общая творческая работа?

Виктор Рыжаков: Да, мы создадим общий проект. "Линии театра" рассчитаны на 5 сессий. Про первую я уже рассказал, вторая прошла с 31 октября по 6 ноября и была посвящена пространству. Ее курировала художник, номинант премии в области современного искусства "Черный квадрат", премии имени Кандинского, лауреат "Золотой маски" Ксения Перетрухина. Следующая пройдет под знаком музыки, четвертая исследует телесность и способы пластической выразительности. На пятой же сессии по результатам нашего совместного исследования и на основании полученного коммуникационного опыта будут созданы и презентованы профессиональному сообществу и экспертам современного театра несколько эскизов будущих проектов. Один из них по условиям лаборатории получит финансовую поддержку для реализации. А что это будет - особенный выставочный проект или перформативный театр, визуальный спектакль или сложно организованное музыкальное действо - мы не знаем.

Но в Нижнем Новгороде точно останется наша общая лабораторная работа, в которой мы попытаемся выразить полученное нами знание, пронизанное "памятью места" под названием "Горьковский автомобильный завод".

Вы цитируете Станиславского, но современный театр во многом ушел от тех принципов. Зачастую театром называется "хайповый" проект, цель которого - привлечь внимание, создать информационный шум. Так какой он, современный театр?

Виктор Рыжаков: Современный театр - тот, который ищут и создают сегодня. Именно в процессе поиска его неисследованных границ, его нового языка и нового способа коммуникации он и формируется. И это, скорее всего, уже не тот театр, где зрителю предлагают некий готовый продукт. А тот, который делается общими со зрителем усилиями, не скрывает незнания точно очерченных границ, критериев, которые определяют творчество. Когда человек 20 лет подряд готовит "одни и те же котлетки", набив руку, - это уже не совсем и творчество. Театр - это искусство, существующее во времени. Изменяется время - изменяется театр, и, возможно, в каждом из периодов он находит нужные ему формы.

Справка "РГ"

Принципиальным отличием школы-лаборатории "Линии театра" от прочих творческих мастерских является отсутствие иерархии типа "режиссер говорит - актеры исполняют", здесь каждый - творец в одинаковой степени. Вторая сессия включила в себя лекции и воркшопы, которые провели кроме Ксении Перетрухиной нижегородский художник и куратор Артем Филатов, куратор Светлана Тэйлор, члены художественной самоорганизации NONSNS (Руслан Поланин, Мария Челоянц, Георгий Голицын). 5 ноября в ЦТМ состоялась защита промежуточных работ, зрителями стали нижегородцы.