В России 319 моногородов. В них проживают более 13,5 млн человек. Наибольшее количество моногородов в Кемеровской (24), Свердловской (17) и Челябинской (16) областях. Их также немало в Приволжье (21) и Сибири (20), в Северо-Западном и Центральном федеральных округах (по 18). Однако 107 населенных пунктов из-за оттока населения, повлекшего сокращение числа работников градообразующих предприятий, утратили признаки моногородов. По этой причине из их списка предлагалось, например, исключить Череповец. Сейчас он пересматривается и будет полностью обновлен к маю 2020 года. "Список моногородов больше похож на продукт усилий региональных лоббистов, чем на реестр городов по-настоящему проблемных, - говорит заведующий лабораторией Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Кирилл Янков. - Цель понятна: под вывеску моногорода можно получить дополнительные федеральные средства, тот же Череповец получил уже свыше 800 млн руб. Согласно годовому отчету Фонда развития моногородов за 2018 год, из 54 введенных в строй объектов инфраструктуры в моногородах 17 - это водопровод и канализация, 15 - местные дороги, 9 - сети и подстанции электроснабжения. Хотя объекты эти, наверное, нужны, их эффективность именно для решения специфических проблем моногородов сомнительна: фонд превратился во вспомогательный источник федеральных средств для затыкания местных бюджетных дыр".
Несмотря на масштабную господдержку, социально-экономическая ситуация в моногородах остается сложной. В "красной зоне" сейчас находятся около 100 моногородов из 319. Чтобы город был отнесен к "красной зоне", в нем должны наблюдаться пять признаков напряженности: прекращение работы или процедура банкротства градообразующего предприятия; предстоящее увольнение 10 процентов его сотрудников; неблагополучный прогноз конъюнктуры рынка для предприятия; двукратное превышение уровня регистрируемой безработицы; негативная оценка ситуации жителями. В "красной зоне" особо выделяются около двадцати городов, находящихся в самом тяжелом положении. Среди них муниципалитеты в Карелии и Кемеровской области, Тольятти, моногорода в Башкирии и Коми. Острее всего ситуация на градообразующих предприятиях автопрома, в транспортном машиностроении и старых металлургических заводах.
"Проблема моногородов - двоякая, - говорит доцент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Савченко. - С одной стороны, создана инфраструктура и качественный человеческий капитал, а с другой - когда кончается какой-то технологический цикл, у властей возникает вопрос: чем людей занять?" Примером успешного решения проблемы моногородов Савченко считает Комсомольск-на-Амуре: "Оттуда уезжали люди с высшим образованием, там было всего два завода. Требовалось найти альтернативу. И как только в Комсомольске-на-Амуре стали появляться новые возможности для трудоустройства, мы закрепили там кадры. Создание в этом городе крупного технопарка проблему решило".
Правительство намерено расширять поддержку депрессивных территорий. Обещано при поддержке моногородов применять - ввиду ограниченности ресурсов - проектный метод "хотя бы на три года". Поддержку получат не только самые проблемные моногорода, но и относительно благополучные, если сумеют защитить свои инвестпроекты. Им будет присвоен статус территорий опережающего развития (ТОР). Для таких территорий предусмотрены налоговые и прочие льготы. Например, резиденты ТОР получают 5-процентную льготу по налогу на прибыль для первых пяти лет работы, а также 10-18 процентов для последующих пяти лет; можно также в три раза снизить размер отчислений в социальные фонды. Статус ТОР уже получили города Гуково в Ростовской области, Юрга в Кемеровской, Усолье-Сибирское в Иркутской и Набережные Челны в Татарстане. Предполагается, что в Гуково будут созданы до 5 тысяч новых постоянных рабочих мест, а в Набережных Челнах - до 10 тысяч. Статус ТОР присвоен также шести населенным пунктам на востоке страны. Среди них Новоалтайск и Заринск в Алтайском крае, Саянск и Черемхово в Иркутской области, поселок Линево в Новосибирской области и Новокузнецк в Кузбассе. Отказаться от моногорода как от наследия устаревшей советской экономики Россия уже не может, но диверсифицировать производство в таких городах вполне реально. Например, в Пикалеве, где в 2009 году наблюдалась вспышка социальной напряженности из-за остановки глиноземного, цементного и химического предприятий, построены швейные цеха, где заняты около 300 человек. Уровень безработицы в Пикалеве сейчас составляет 0,74 процента и является одним из самых низких в регионе. Федеральный центр разделяет с местной властью и бизнесменами ответственность за экономику проблемных территорий. Потому что ни губернаторы, ни владельцы предприятий самостоятельно с этим не справятся. Сколько ни тверди бизнесменам про социальную ответственность, а склонять их к нерыночным решениям можно раз, другой, но не постоянно.