Страховые компании обязаны обеспечить эффективную защиту прав пациентов, пострадавших от некачественного лечения, взимания денег за медуслуги, которые в системе ОМС должны предоставляться бесплатно, а также при других нарушениях законодательства. Иногда страховые представители помогают гражданам разрешить спор с медорганизацией в досудебном порядке. Но чаще всего дело доходит до суда. Одно из самых впечатляющих дел имело место в 2014 году в Санкт-Петербурге. Тогда суд обязал лечебное учреждение возместить пациентке, потерявшей ребенка и получившей увечье, моральный ущерб в размере 15 млн руб.
"Наш пациент сегодня получает возмещение только по решению суда, - отметил Алексей Старченко. - Досудебных возмещений в нашей стране практически нет. Следовательно, использование термина "пациентский экстремизм" - это неуважение к решению суда и неуважение к пациентскому сообществу".
ФОМС ставит задачу контролировать качество медицинской помощи не после ее завершения, как это практиковалось до сих пор, а непосредственно в процессе, чтобы свести к минимуму риск для больного пострадать от неправильных действий медиков. "Ранее при проведении проверок акцент делался на этапе после завершения оказания помощи, - пояснила замепредседателя ФФОМС Светлана Кравчук. - Мы проверяли сплошным методом все счета, выставленные медицинской организацией, и проводили экспертизу выполнения стандартов и клинических протоколов. Теперь контроль качества можно проводить и во время лечения. Это позволяет устранять недочеты еще до того, как они негативно скажутся на здоровье пациента".
По результатам исследования, проведенного страховой медицинской компанией, чаще всего больные недовольны уровнем терапевтической помощи - 30,3 процента обоснованных жалоб, вторую строчку антирейтинга занимает педиатрия - 16,2 процента жалоб, далее идут неврология - 7,9 процента и онкология - 7,3 процента.
Конечно, успех лечения зависит не только от профессионализма врача, возможности проведения качественной диагностики и доступности эффективных способов лечения (современных лекарств, проведения высокотехнологичных вмешательств и т.д.) Немаловажный фактор - приверженность пациента назначенной терапии, соблюдение рекомендаций и назначений врача.
Как пояснил председатель исполнительного комитета МОД "Движение против рака", член Общественного совета при Минздраве России Николай Дронов, пациент тоже несет ответственность за результат лечения, делая свой вклад в его своевременность, обращаясь за медпомощью без запоздания, и выполняя все предписания. "К сожалению, наши пациенты зачастую забывают, что у них есть определенные обязанности. В первую очередь связные с дисциплиной в плане лечебного процесса и исполнением назначений врача", - отметил Николай Дронов.
К сожалению, в нашей стране очень распространена ситуация. Когда, пройдя серьезное высокотехнологичное лечение, в дальнейшем пациент надеется на "авось" и не меняет своего отношения к здоровью. Простой пример: хирургическое лечение ишемической болезни сердца, в частности, стентирование требует в дальнейшем от пациента скрупулезно выполнять некоторые правила: например, обязательно принимать антиагрегантные препараты, чтобы избежать образования тромбов, соблюдать режим, правильно питаться, отказаться от курения и т.д. Но на деле 19 процентов пациентов, выписавшись из стационара после проведения стентирования, не приходят на консультацию к врачу, 46 процентов - не встают на диспансерный учет. Ответственно относятся к своему здоровью примерно 35 процентов. В результате в течение первого года после операции от повторного приступа умирает 5 процентов больных.
Такие данные привела главный врач одной из районных больниц в Ростовской области Евгения Ковалева. После внедрения программы сопровождения страховыми представителями больных с острым коронарным синдромом, когда с людьми стали работать и дополнительно разъяснять им, как важно правильно вести себя после операции, в больнице не было зафиксировано ни одного смертельного случая из-за осложнений в первый год после вмешательства, отметила Евгения Ковалева.