МИД РФ: Поддерживаем приверженность Сербии политике военного нейтралитета

Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Александр Грушко посетил Белград, где встретился с заместителем председателя правительства, главой МИД Сербии Ивицей Дачичем и сербским лидером Александром Вучичем.

"Обсуждались основные вопросы развития двусторонних отношений с акцентом на реализации договоренностей, достигнутых на высшем уровне, - говорится в официальном сообщении российского внешнеполитического ведомства. - Повышенное внимание стороны уделили углублению стратегического партнерства между Россией и Сербией, осуществлению крупных совместных проектов, инвестиционному и торгово-экономическому сотрудничеству. Детально рассмотрена ситуация, сложившаяся в косовском урегулировании. Подчеркнута важность продолжения тесной координации на данном направлении с опорой на резолюцию СБ ООН 1244 и международное право. В ходе обмена мнениями по балканским делам констатирована обоюдная заинтересованность в создании климата добрососедства и обеспечении безопасности в регионе, поступательного развития государств Юго-Восточной Европы. С российской стороны была подтверждена полная поддержка приверженности Белграда политике военного нейтралитета, в т.ч. как фактора стабильности на Балканах".

Между тем ранее в интервью албанской газете "Шекулы" Александр Грушко рассказал, что в Москве хотят видеть Западные Балканы территорией безопасности, стабильного развития и равных возможностей взаимовыгодного партнерства для всех стран. При этом расширение Североатлантического альянса за счет данного региона противоречит реальным общеевропейским интересам, не способствует укреплению безопасности ни государств, вступающих в НАТО, ни самой этой организации, ни, конечно, России.

"Прежде всего, Россия заинтересована в стабильности и безопасности Западных Балкан, - отметил высокопоставленный дипломат. - Сложный регион, таящий в себе немалое количество противоречий. Это историческая реальность. Здесь и по сей день сохраняется значительный конфликтный потенциал. С уважением относимся к стремлению стран региона к интеграции с Европейским союзом, но категорически не приемлем искусственного безальтернативного выбора, тем более если он навязывается извне - или Россия, или Брюссель и Вашингтон. Мы видим на ряде примеров взаимовыгодных экономических проектов, что объективные национальные интересы западнобалканских стран зачастую заменяются блоковыми евроатлантическими установками. Вместо полноценного сотрудничества мы сталкиваемся с политикой санкций. В конечном итоге, это противоречит интересам самих региональных держав. Разумеется, такое положение вещей не может нас устраивать. Мы бы хотели видеть Западные Балканы территорией безопасности, стабильного развития и равных возможностей взаимовыгодного партнерства для всех стран".

Заместитель министра иностранных дел России дал оценку ходу косовского урегулирования, обозначив однозначную позиции Москвы, базирующуюся на резолюции СБ ООН 1244. "Как известно, в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 сентября 2010 года диалог между Белградом и Приштиной осуществляется при посредничестве ЕС, - рассказал он. - Позиция Российской Федерации заключается в том, что данный процесс опирается на международное право и краеугольный документ косовского урегулирования - резолюцию СБ ООН 1244, согласно которой Автономный край Косово является составной частью Республики Сербии. Считаем, что вопрос нормализации отношений между Белградом и Приштиной является сугубо внутренним делом Сербии. Не видим смысла в том, чтобы предвосхищать возможные договоренности заинтересованных сторон. В любом случае они должны соответствовать международному праву и получить одобрение Совета Безопасности ООН".

Дипломат не обошел стороной и попытки расширения НАТО за счет балканских государств. "Наше отношение к политике "открытых дверей" НАТО хорошо известно: мы убеждены, что втягивание все новых стран в этот блок противоречит реальным общеевропейским интересам, не способствует укреплению безопасности ни государств, вступающих в НАТО, ни самой этой организации, ни, конечно, России, - подчеркнул Александр Грушко. - Вне зависимости от географического вектора расширение неизбежно влечет за собой появление новых и углубление уже существующих разделительных линий в Европе. Форсированное втягивание Македонии в НАТО с использованием инструментов вмешательства во внутренние дела лишь подтверждает, что политика "открытых дверей" стала для блока самоцелью. На словах натовцы любят порассуждать о демократических ценностях и чаяниях народов, однако на деле мнение населения в расчет не принимается. Курс НАТО на расширение подконтрольного пространства любой ценой ведет лишь к росту напряженности. Специфика Балкан к тому же такова, что один резкий необдуманный шаг потенциально способен по принципу карточного домика обрушить всю ситуацию в регионе. Необходимо также учитывать, что подтягивание Брюсселем балканских стран к купированию мифической российской угрозы стабильности точно не добавит, но негативно отразится на наших двусторонних отношениях".