Основным драйвером стала всеобщая потребность юридической отрасли во внедрении новых технологий, отметил председатель комитета по технологиям и праву The Law Society of England and Wales Павел Климов.
LegalTech - это отрасль бизнеса, специализирующаяся на информационно-технологическом обслуживании профессиональной юридической деятельности и на предоставлении потребителям юридических услуг с использованием информационных технологий.
Говоря о распространении услуг этой новой сферы, важно учитывать ряд аспектов, уверены эксперты.
Первое - то, как мы понимаем LegalTech. Например, в Европейском суде по правам человека 80 процентов решений пишется автоматически без участия человека, рассказал Михаил Гальперин, уполномоченный России при Европейском Суде по правам человека, Заместитель министра юстиции РФ. В России же дело как правило ограничивается лишь созданием шаблона документа, в то время как вся отрасль LegalTech остаётся непонятой и непринятой.
Дело в том, что технологии в юридической сфере нужны не только бизнесу, но и простым людям, которым всегда сложнее принять что-то новое. Все технологии, которые внедрялись в мире, сначала были аттракционом, затем роскошью и только потом стали массовым продуктом. Поэтому ещё предстоит объяснить людям, почему при обращении к юристам им придётся заполнять электронные формы и учиться ещё ряду новшеств. Главный аргумент сводится к тому, что при участии искусственного интеллекта в заполнении документов, процент отказов из-за ошибочного заполнения уменьшается. Это людям пока ещё сложно понять.
"Технологии меняются, но человек остаётся тот, который есть. Это особенно видно, когда работаешь в государственном органе. В государственный орган можно обратиться в электронном виде, написать жалобу или обращение. 90 процентов людей, которые пишут в электронной почте, просят ответить им в бумажном виде: "дайте мне обязательно бумагу с гербом с подписью"", - поделился Михаил Гальперин.
При этом, по его словам, это отнюдь не означает, что технологии в России не внедряются. В той же Франции не получится получить банковские услуги через интернет, с помощью мобильного приложения. Открытие счета займёт месяц, придётся собирать бумажные справки. В этом плане Россия может похвастаться продвижением вперёд. В российской юридической практике положительные примеры также есть.
"Хороший пример - это наши правовые базы: "Консультант", "Гарант", "Кодекс". Это фактически ноу-хау. Мы уже привыкли к этому. Во многих европейских странах люди до сих пор вырезают из газеты новые редакции норм", - подчеркнул Михаил Гальперин.
Россия постепенно движется к тому, чтобы юристы обладали новыми компетенциями. Появляются новые образовательные программы. В частности, школа права "Статут" совместно с компанией "Deloitte" запустили программу повышения квалификации для юристов "Директор проектов по LegalTech-инновациям и новым технологиям цифровой экономики". По словам руководителя программы Александра Трифонова, среди "студентов" заместители руководителей юридических департаментов крупнейших компаний. Это и Мосэнергосбыт, и Московский метрополитен, и аэропорты. Все эти структуры заинтересованы в том, чтобы автоматизировать работу своих юридических департаментов.
Также юристов со знанием информационных технологий сегодня уже готовят Высшая школа экономики, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина.
Не стоит опасаться, что машина рано или поздно заменит юриста. Наоборот, ответственность самих специалистов вырастет в разы с появлением новых технологий, уверена Елена Авакян, исполнительный директор некоммерческого партнёрства "Содействие развитию корпоративного законодательства".
"Время ремесленников прошло. Тех, кто сидел за компьютером и заполнял однотипные договоры, действительно, заменит искусственный интеллект. Если вы будете действовать, как робот, он вас заменит", - говорит Елена Авакян.
Она отмечает, что, если к бездушной машине нельзя обратиться за помощью, то к юристу ещё пока можно. А значит выиграет тот, кто сможет предложить больше своих знаний, а не один только автоматизированный подход.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"