Одним из организаторов форума является Государственная Дума , которая в этом году уделяет особое внимание вопросам здравоохранения. О том, какие задачи решают депутаты сегодня, "РГ" рассказал председатель Комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук Дмитрий Морозов.
Дмитрий Анатольевич, депутаты много времени проводят в своих регионах, общаются с избирателями. Каковы их оценки готовности на местах к выполнению задач, поставленных в нацпроектах?
Дмитрий Морозов: Первое заседание нашего комитета в эту сессию мы провели как раз по теме нацпроектов, заслушали Минздрав России, Фонд ОМС. Мы приложили и свои силы к созданию федерального проекта по детскому здравоохранению. Сейчас работаем на местах - общаемся с экспертным сообществом, чтобы получить истинную картину происходящего. За это время члены комитета посетили Тамбов, Волгоград, Якутию, Уфу, Казань, ряд других регионов. Страна очень разная, возможности у регионов тоже.
Где-то - например, в Якутии - до ближайшей больницы 400 километров, дорог нет. Чтобы провести профосмотр или посмотреть беременную женщину, нужен самолет, а это более миллиона рублей. Или детское здравоохранение: в 17 субъектах у нас нет многопрофильных детских больниц. Примерно в 30 - нет детских инфекционных больниц. С некоторыми заболеваниями в регионах пациентов мало, чтобы там открывать специализированные отделения или клиники. Значит, нужны детские межрегиональные центры. Мы в комитете создали рабочую группу по контролю исполнения нацпроекта, которая уже провела большую системную работу. Сейчас вместе с комитетом по бюджету готовим парламентские слушания о разных организационно-финансовых моделях здравоохранения. Но прежде чем вводить любые изменения, нужно понять и учесть мнение людей, нужна социальная диагностика и открытость.
Доходят ли средства, выделенные на нацпроекты, в регионы?
Дмитрий Морозов: Деньги в регионы идут. Помимо основных траншей, принято решение поддержать 10 субъектов с низкой бюджетной обеспеченностью. Но кассовое исполнение остается низким. Та же программа по онкологии - учреждения должны быть готовы, лицензированы, нужно подготовить кадры. Но подготовить онколога - это 3-4 года, а нам нужно решать вопрос сейчас. Мы предлагаем провести ускоренную подготовку тех, кто уже работает, - терапевтов, фельдшеров.
По приоритетному проекту "Здоровье" и в ходе модернизации регионального здравоохранения средств было выделено немало. Во многих регионах накупили дорогого оборудования, но не были готовы помещения, кадры, не дали денег на сервис - и половина его простаивала. Ситуация не повторится?
Дмитрий Морозов: Уверен, что не повторится. Во-первых, есть серьезный контроль со стороны руководителей регионов, подключены общественные организации, есть партийный контроль "Единой России". Известен реальный дефицит по врачам и среднему персоналу. Президент дал указание увеличить прием в медицинские колледжи ежегодно на 30 процентов от дефицита. Получается, что через три года мы эту проблему закроем. Я счастлив, что внимание всех глав субъектов обращено на отношение к медикам, обеспечение их жильем, достойной зарплатой, соцпакетом, нормальными условиями договоров и т.д. Мы пропишем профессиональный лифт - молодые врачи получат приоритет при поступлении в ординатуру и аспирантуру, для занятий наукой. Все это оздоровит атмосферу в здравоохранении.
А самый больной вопрос - заработная плата? Какое решение вы видите тут?
Дмитрий Морозов: По данным Росстата, средняя зарплата врачей - 79 тысяч рублей. Но если спросить врачей в некоторых больницах, какая у них зарплата, они скажут - 20-25 тысяч.
Некоторые мои ровесники, врачи высшей категории, оперирующие каждый день, получают по 28 тысяч, работая на полторы ставки с ночными дежурствами. Этого быть не должно, тут нужно навести порядок.
Одна из ключевых программ - улучшение онкологической помощи. Какие проблемы выявляются тут?
Дмитрий Морозов: Мы видим, что и в этой программе, и во многих других региональное планирование должно быть не территориальное, а функциональное. Если человек живет в одном районе, а ему удобнее и ближе ездить в онкоцентр другого района, такую возможность ему надо предоставить. Второе, что важно для онкологии, - качество диагноза. Сейчас не каждый субъект может выявить не просто онкологию, а тип рака, какой нужен вариант химиотерапии, какое поддерживающее лечение и т.д. Важно, что реализация этого проекта пойдет сквозь призму цифровых технологий. Будет виден конкретный пациент и вся система его обследования и лечения: диагноз, второе мнение, назначенная терапия, лекарства, которые он получает. Причем химиотерапию впервые государство оплачивает полностью. Я думаю, после реализации этого проекта мы получим улучшение результатов лечения. Примечательно, что были приняты изменения в бюджет по выплатам стимулирующего характера за первичное выявление рака: 500 рублей - тому врачу, который проявил бдительность, еще 500 - тем, кто подтвердил диагноз. Однако в реальной жизни может возникать некое напряжение внутри коллектива: кто-то получит, кто-то нет. А если участвовали несколько врачей? Все это требует ответственного и творческого подхода на местах.
Многое в повышении качества медицинской помощи зависит ведь не только от денег, но и от врачей. Какова тут роль профессиональных объединений?
Дмитрий Морозов: Глубоко убежден, что без усиления профессиональных сообществ мы вперед вообще не двинемся. Именно они должны играть ведущую роль в создании клинических рекомендаций и протоколов. Но эти документы должны быть написаны отлично. Только зрелость профессионального сообщества приведет к тому, что авторитетом для всех станет истинный лидер, чьи рекомендации будут основаны на опыте и доказательствах. И тогда больше ни один врач не сможет делать не так, как решило его сообщество.
Полагаете, врачебных ошибок и судебных исков к медикам станет меньше?
Дмитрий Морозов: Один из принципиальных вопросов - необходим институт досудебной экспертизы. Первое, что нужно сделать при возникновении спорной ситуации, - послать запрос в профессиональную ассоциацию, которая должна представить результаты проверки публично. Это снимет многие конфликтные ситуации. Я уверен, что при досудебной профессиональной экспертизе лет за 5-6 ситуация придет в норму. А ведь сохранение справедливости - главное в этом вопросе.
Какие задачи комитета сегодня вы считаете первоочередными?
Дмитрий Морозов: Конечно, в центре внимания - первичное звено. Я уже говорил, что мы провели ряд встреч в регионах и продолжим эту практику. Постараемся охватить все федеральные округа, потому что региональные программы модернизации должны быть завершены к 1 июля. Наша задача в том, чтобы понять, что не получается, где риски. Нам нужны не цифры в программе, а чтобы люди были довольны. Вот в регионе говорят: мы построим 6 ФАПов. А почему 6 в таком огромном крае? А сколько реально нужно? Выясняется - нужно 100. Но чтобы построить новый ФАП, надо старый признать аварийным. А как только это сделаешь, он немедленно должен быть закрыт, и люди останутся вообще без помощи. Как-то надо решать эту проблему. Необходимы коррективы, тут потемкинские деревни нам не нужны.
За последние месяцы Дума приняла целый ряд законопроектов, касающихся охраны здоровья, продолжается работа над другими. Какие из них для вас наиболее значимы?
Дмитрий Морозов: Действительно, много удалось сделать за осень. Принято важное решение по орфанным заболеваниям - дополнительно внести в программу "12 высокозатратных нозологий" еще две (апластическая анемия и наследственный дефицит факторов свертывания крови - II, VII и X), на лекарства для этих 255 детей ежегодно будет выделяться по 2 миллиарда рублей. Внесен законопроект относительно вакцинации - мы хотим получать ежегодный доклад правительства по выполнению Национального календаря профилактических прививок. Мы знаем, что вокруг этой темы много дискуссий. Но есть факты: мы восстановили массовую вакцинацию от гриппа, и теперь от него практически нет серьезных осложнений.
Мы подготовили законопроект по школьной медицине - нельзя школы оставлять без врачей, потому что речь о здоровье детей, которые там проводят большую часть своей жизни и имеют колоссальную нагрузку. На выходе мы можем получить молодого человека, который будет не так здоров, как нам бы хотелось. У нас идет большой законопроект по горячему школьному питанию, которое должно быть сбалансированным. Вопрос медицинской помощи в детских летних лагерях - мы считаем, что туда можно привлекать студентов старших курсов, которые аттестованы для оказания медицинской помощи на правах средних медицинских работников. Таким образом, и дети будут под присмотром, и студент, получивший реальный опыт в "полевых условиях", другим вернется в учебную аудиторию.
За эту сессию мы планируем завершить работу над законопроектами по табакокурению. Их 12, мы провели совещание со всеми авторами, свели их предложения в один законопроект. Это будет большой шаг вперед. Думаю, весну встретим, разрешив многие вопросы. И будем двигаться дальше.