В Русском музее открылась выставка Дмитрия Каминкера

В Русском музее открылась персональная выставка скульптора Дмитрия Каминкера, приуроченная к его 70-летию. Каминкер - тот чудесный случай скульптора, который сразу мыслит пластическими формами. Кажется, никаких зарисовок ему не требуется, чтобы появился замысел, а потом и воплощение задуманной работы, всегда остроумной, необычной, богатой смыслами.
Татьяна Горд.

Редкостно эрудированный, он живет среди мифов, исторических событий и культурных героев словно у себя дома. А потому атлант у него вполне может держать, как каблук, свод дамской туфли, а гранитный Наполеон с камнями-эполетами на плечах - отправиться на грибную охоту. И прозрачный самовар с ребрами-меридианами спокойно становится "Моделью вселенной". Неудивительно, ведь именно в самоваре соединяются две животворящие стихии - воды и огня, при этом именно он с давних пор воплощает символ домашнего уюта.

Экспозиция персональной выставки начинается еще до входа в залы: во дворике перед Мраморным дворцом появился "Фонтан взлетающих камней". Композиция из металлических "струй" и обломков скульптур на них словно приношение культурной памяти Петербурга. Эти фрагменты каменных торсов, ног и драпировок статуй относятся к XVIII-XIX векам, когда-то они украшали лучшие здания Северной столицы. А потом, разрушенные, были погребены в земле. Что-то сотрудники музея специально зарыли в землю во время блокады. Но спустя десятилетия восстановить эти скульптуры уже не представлялось возможным.

- Когда-то они стояли высоко, потом летели вниз, закопались в землю, теперь как бы опять взлетают вверх, - говорит Дмитрий Каминкер. - Я как скульптор наслаждаюсь, как это все было вылеплено… Каждый фрагмент - большая художественная ценность.

А еще Каминкер удивляет неиссякаемым чувством юмора. Кажется, скульпторам, работающим с такими вечными материалами, как мрамор, гранит, бронза, должно быть не до шуток. Но это не про Каминкера. Чего стоят хотя бы названия его работ: "Воин-фундаменталист, убивающий балерин Большого театра" или цикл "Античный миф в русской деревне". А необыкновенной красоты мраморная морская раковина, перерастающая в раковину ушную, в которой слуховой проход выполнен в виде решетки для слива, как в раковине умывальника. Такие шутки запоминаются надолго.

Скульптуры Каминкера, давно уже признанного классика, хранятся и в собрании Русского музея, и в Третьяковской галерее, и в Государственном центре современного искусства, а также в коллекциях музеев США, Великобритании, Дании, других стран. Немало его работ нашли свое место на улицах российских и зарубежных городов. Кстати, всех пассажиров Пулкова встречает "Авиатор" Каминкера, установленный перед новым терминалом аэропорта.