В Тверской области пионерами в деле внедрения новой модели пассажирских перевозок станут областной центр и пригородный Калининский район. Потом к ним присоединятся все остальные муниципалитеты.
- Мы проанализировали опыт Москвы и ведущих европейских стран, где для пассажирских перевозок используется преимущественно государственный, муниципальный транспорт, который ездит четко по расписанию, - сообщил глава региона Игорь Руденя. - Где установлены тарифы, разработаны маршруты, соблюдаются льготы и есть доступная среда.
При этом о жестком перекраивании маршрутной сети речи нет. Авторы концепции говорят лишь о корректировке отдельных маршрутов "с учетом расширения зоны жилой застройки". Например, 42-й автобусный маршрут соединит Первомайский микрорайон Твери с гипермаркетом "Глобус", четырнадцатый свяжет Пролетарский район и поселок Литвинки, пятнадцатый обеспечит прямое сообщение между микрорайоном Соминка, железнодорожным и автобусным вокзалами. Будет расширена зона транспортного обслуживания одиннадцати новых жилых комплексов, а в некоторые районы общественный транспорт приедет впервые.
Кроме того, регулярное автобусное сообщение будет наконец налажено с шестью деревнями в Калининском районе: Ширяково, Зеленец, Городня, Кривцово, Семеновское и Новое Семеновское. А в самой Твери власти обещают улучшить транспортную доступность десяти важнейших соцобъектов. В частности, автобусные маршруты свяжут 6-ю городскую больницу с поселком Химинститута, а областной перинатальный центр - с вокзалами.
"В расписании учитываются часы работы предприятий, культурно-бытовых объектов и транспортных узлов", - пояснили в региональном министерстве транспорта.
Изменится и внешний вид автобусов. Мало того что все они будут синими и с логотипом "Транспорт Верхневолжья" на боках (цвет и логотип выбирали сами тверитяне на сайте регионального минтранса), они должны быть оборудованы системой климат-контроля, приборами навигации ГЛОНАСС/GPS, видеонаблюдения, электронными информационными табло, системами безналичной оплаты проезда, соответствовать экологическому классу не ниже "Евро-5" и быть низкопольными - с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Как пояснили в облминтрансе, все эти требования будут учитываться при формировании проектов госконтрактов. Областное госучреждение, которое специально создано для подготовки к конкурсам для выбора перевозчиков, а также для контроля за самими перевозками, уже функционирует.
Разработчики новой транспортной модели рассчитывают, что после всех нововведений городские автобусы будут доставлять из условной точки А в точку В до 18 тысяч человек в час, что на 10 процентов больше, чем сегодня. При этом интервалы их движения в центре города не превысят четырех минут, на окраинах - пятнадцати. Следить за соблюдением расписания будет автоматика.
В правительстве региона рассказали, что в модернизации транспортной системы Тверской области готова участвовать госкорпорация развития ВЭБ.РФ: минувшим летом на Петербургском экономическом форуме стороны заключили соглашение о сотрудничестве.
В Ярославской области решение об оптимизации маршрутной сети приняли после анализа пассажиропотока, который в нынешнем году проводили эксперты научно-исследовательского и проектного института "МосТрансПроект" и ярославского филиала Петербургского университета путей сообщения. Как выяснилось, из 146 существующих в регионе пригородных и междугородных маршрутов претензий нет только к 95 - они востребованы и наполнены, поэтому их сохранят без изменений. Из оставшегося списка 46 маршрутов будут "продлены, объединены или раздублированы", а пять маршрутов с низкой или нулевой загрузкой и вовсе закрыты.
В региональном департаменте транспорта сообщают, что обновленная транспортная схема будет включать 115 маршрутов, причем количество рейсов и автобусов на востребованных направлениях увеличится. Чиновники также заверили, что интересы пассажиров не пострадают, поскольку автобусы будут заезжать во все населенные пункты, куда ходили и до преобразований. Так ли это, покажет начало будущего года.
В самом Ярославле маршрутную сеть тоже "перетрясли" - чтобы избавиться от дублирования направлений и, наоборот, добиться привязки к "актуальным объектам притяжения".
- Маршрутная сеть городского пассажирского транспорта сейчас не оптимальна, - говорит начальник профильного управления мэрии Ярославля Сергей Волканевский. - Остаются проблемы, связанные с упорядочиванием работы маршрутов по регулируемым и нерегулируемым (маршрутки. - Прим. авт.) тарифам, которые в большинстве случаев дублируют друг друга и вступают в конкуренцию между собой.
Кроме того, по признанию властей, из-за больших интервалов движения и плохого состояния подвижного состава доля муниципального транспорта "социального сектора" катастрофически сокращается, число же маршруток, наоборот, только растет, хотя они то и дело становятся участниками ДТП. Поэтому в приоритете у ярославской мэрии - увеличение на линиях количества автобусов большой вместимости, работающих по регулируемым тарифам и со всеми льготами. В планах также - выделение специальных полос для общественного транспорта и организация транспортно-пересадочных узлов в центре города и на его границах.
Кстати, в этом году, по данным управления городского пассажирского транспорта, для работы на маршрутах областного центра приобретено 24 новых автобуса, идет закупка еще 18, всего же парк ПАТП-1 должны пополнить 62 новых "больших" автобуса плюс десять малого класса - для использования на маршрутах с низким пассажиропотоком. Кроме того, Москва недавно передала Ярославской области 73 низкопольных ЛиАЗа, десять из которых будут колесить по Ярославлю, а 63 - по области. Машины хоть и б/у, но, говорят, в хорошем состоянии и "отвечают всем требованиям, предъявляемым к безопасности и комфорту при перевозке пассажиров".
В отличие от автобусов, будущее тверского трамвая не столь очевидно, хотя и областные, и городские власти уверяют горожан, что этот вид транспорта обязательно будет сохранен. Пока же люди стали свидетелями лишь демонтажа контактной сети и рельсов в Заволжском районе и закатывания проезжей части в асфальт, что ввергло многих из них в откровенное уныние: тверитяне любили свой трамвай и надеются на его "реинкарнацию" - после того, как год назад из-за чрезвычайной изношенности путей был закрыт последний трамвайный маршрут № 5.
"Задача сохранения трамвайного движения в городе - одна из самых важных для муниципалитета и региона в целом. Выделение полос под трамвайное движение зафиксировано в новом генплане Твери", - заверили тем временем в администрации города. Более того, там уточняют, что трамвайные линии соединят основные узлы, формирующие городские пассажиропотоки. Кроме того, запланировано создание новой кольцевой линии. В итоге протяженность трамвайных путей должна достичь 40,2 километра двойного пути (в 2016 году было 18 километров). Однако, поскольку проект очень дорогой, его планируют воплощать поэтапно, а пока рельсы заменены на асфальт, а трамвайный парк и вагоны законсервированы. О начале первого этапа работ информации нет.