Татарстанский Дед Мороз, которого зовут Кыш Бабай, переходит на круглогодичный режим работы. Хотя его резиденция в небольшой деревне Яна Кырлай в Арском районе республики (в полутора часах езды от Казани) существует уже 10 лет, собственного домика у национального новогоднего персонажа не было. Ютился он со своей волшебной свитой на втором этаже музея Габдуллы Тукая, по мотивам сказок которого и собрана вся его сказочная "банда".
- В 2008 году я увидела по телевизору сюжет из Великого Устюга и подумала: а почему бы не сделать нечто подобное на основе татарской мифологии, - говорит автор проекта Юлия Таланова. - Это такой клад, который сегодня нельзя хранить в сундуке. Хочется вынуть его оттуда и показывать людям.
Таланова всерьез занялась историей вопроса. В Академии наук РТ ей нашли подтверждение существования зимнего волшебника в татарских сказках. И оказалось, что он даже постарше Деда Мороза. Стали придумывать ему свиту из персонажей сказок Габдуллы Тукая, в чьем музее и разместилась резиденция. Сам музей находится в живописном парке. И когда Юлия приехала с идеей создать некий сказочный детский парк для новогодних праздников, местные власти отнеслись к этому слегка скептически и даже не захотели предоставить артистов для представлений. Пришлось возить актеров из Казани. В музее тоже "напряглись". Раньше все новогодние каникулы работники отдыхали, а теперь нужно было работать с утра до ночи. Местные жители очень удивились, увидев в своей деревне огромный туристический автобус да еще зимой. Но постепенно их отношение к появлению резиденции поменялось в положительную сторону. Это все-таки новые рабочие места и возможность для местного бизнеса проявить себя.
Примечательно, что популярностью резиденция стала пользоваться больше у жителей Москвы и других регионов России, нежели у самих татарстанцев. Отчасти это произошло из-за ужесточения условий групповых перевозок школьников, введенных в республике после резонансной трагедии в Ханты-Мансийске в 2016 году. Благодаря длительным новогодним каникулам у некоторых российских семей появилось хобби - ездить к зимним волшебникам в разные регионы и национальные республики страны.
Впервые проект окупился через три года. Однако чем больше о нем становилось известно, тем больше его пытались "украсть". Сначала в селе Сосновка под Екатеринбургом полпредство Татарстана открыло татарскую этническую деревню и выставило там своего Кыш Бабая. В Башкирии сделали юрту Деда Мороза. Талановой пришлось обращаться в Роспатент с заявкой на регистрацию двух товарных знаков: "Кыш Бабай" и "Резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы" (Снегурочка. - Прим. ред.). То есть за использование их образов в коммерческих целях нужно теперь выплачивать процент.
- Сразу из многих уголков посыпались заявления, что "это наш проект, именно мы можем считаться родиной Кыш Бабая", - вспоминает Юлия Таланова. - На это я отвечаю, что идеи всегда "под ногами" лежат, бери и делай. А когда мы создали узнаваемый бренд, заставили говорить о том, что в республике есть свой волшебник, в нашу сторону стали раздаваться высказывания, что мы якобы украли у народа их национального героя, народное достояние...
По словам создателя бренда, порой и копирование идеи не всегда ведется добросовестно. К примеру, Урал-мороз из Екатеринбурга похож на классического Деда Мороза, только шуба другого цвета.
- Я ни в коем случае никого не критикую. Мы, к примеру, в костюм нашего Кыш Бабая вплели немного этники, добавили татарских узоров, почему нашему коллеге себе в одеянии изображение Уральских гор или каких-нибудь самоцветов не добавить? По сути, костюм - это презентация собственного региона, демонстрация того богатства, которое там есть.
Со временем из-за наплыва туристов возник извечный "квартирный вопрос". Кыш Бабаю уже стало тесно в арендуемых апартаментах. Тем более что не все желающие могли приехать в те два зимних месяца, пока работала резиденция. Пришлось расширять границы, и таким образом в Яна Кырлай возник сказочный лес.
Помимо домика Деда Мороза, появилось жилище Шурале (хитрый дух леса) и Убырлы Карчык (сестра Бабы-яги). Территория отныне будет работать круглогодично, и организаторы обещают разные программы на каждое время года. Детки, помимо новых для себя сказок, познакомятся с обычаями и традициями татарского народа.
В честь новоселья Кыш Бабай созвал к себе "родственников" со всей России. К примеру, Кикимора Вятская, которая наотрез отказалась называть свое обыденное имя, призналась: хорошо, что резиденция находится в полутора часах езды от Казани в живописном лесу, где и сотовый-то не всегда берет. И это еще больше погружает детей и взрослых в сказку.
В Кирове тоже есть свой заповедник сказок "Летучий корабль", и в нем даже придумали концепцию Всемирных сказочных игр, которую поддержал тогдашний губернатор Никита Белых. В область действительно съехались волшебники из разных стран, забеги по неведомым дорожкам проводились несколько дней. Герои ездили в детские дома, хосписы и иные социальные учреждения, все были в восторге. Но затем проведение праздника передали в Центр развития туризма, и масштаб события резко сократился, а сами игры потеряли привлекательность.
- Детям нужна сказка, мы это тоже ощущаем, - говорит Ольга Лобастова, директор центра активного отдыха "Летучий корабль". - Понятно, что ребенок всегда будет искать сказку, но кроме нее должно быть еще какое-то наполнение. По сути своей, это туристская услуга, и она должна быть качественной. В России таких "сказочных" проектов становится все больше, и все они разного по качеству уровня. Но нужно искать тот самый баланс, чтобы посетители получали за свои деньги адекватный сервис и результат, и тогда каждая из сторон получит удовлетворение.
По словам Лобастовой, копировать Диснейленд при этом не стоит, там другая культура, больше ориентированная на психологию потребления.
- В наших сказках все же больше воспитательно-патриотической составляющей. Можно взять некоторые технологии дисней-парков и совместить с народными российскими темами, тогда, возможно, от этого может получиться хороший эффект. .