О своих амбициях и целях Александр Самарин рассказал корреспонденту "РГ".
Александр, на московском этапе Гран-при россияне заняли весь пьедестал. Такое было лишь однажды - 21 год назад, когда катались Урманов, Плющенко, Абт. Может, это начало чего-то большего в нашем современном мужском катании?
Александр Самарин: Здорово получилось, круто. Рад за себя, за ребят - Дмитрия Алиева, Макара Игнатова. За наших тренеров, за страну. Я считаю, это очень неплохое достижение. К тому же для меня это был дебют на домашнем турнире, и я сразу победил. Журналисты сказали, впервые после Евгения Плющенко в 2009-м. Вы тоже называли имена наших великих спортсменов - Урманов, Ягудин. Когда был маленький, смотрел на них. Они добились невероятных результатов. Мы пока поднимаемся, растем, ставим цели и идем к ним. Все достижимо. Главное - работать.
На чемпионате Европ-2019 вы завоевали серебро и удивили всех своей готовностью рисковать, но прыгать в одной программе и четверной лутц, и четверной флип…
Александр Самарин: В Европе этот прыжок никто не делал. Хотелось быть первым.
На этапе Гран-при во Франции вы стали первым россиянином, кто сделал эти элементы в короткой программе. Но в произвольной с флипа упали. В Москве с этим четверным тоже не сложилось. Риск себя по-прежнему оправдывает?
Александр Самарин: Сейчас уже нет риска. Эти элементы есть, они готовы. Просто допускаю нелепые ошибки, из-за чего не получается показать программу так, как запланировано. Но это уже не безбашенный риск, это обдуманное решение. И оно того стоит. С этим контентом я способен конкурировать с лидерами мужского одиночного катания.
Евгения Медведева говорит, что у девочек просто культ четверных. Для вас - это обыденность и необходимость?
Александр Самарин: Когда начинал разучивать четверные, понимал, что без них никуда в наше время. Надо прыгать, причем не по одному и даже не по два "квада". И делать это стабильно, чтобы программа гармонично смотрелась. Да, вы правы, это необходимость. А то, что девочки выдают такие прокаты, только подстегивает. Аня Щербакова лутц освоила, которые не все мужчины прыгают. А ведь у нас и сил больше. Значит, мы и прыгать должны больше, лучше. Не уступать им.
Американец Натан Чен скрутил и приземлил шесть четверных в произвольной программе на постолимпийском чемпионате мира. Какой у вас предел возможностей?
Александр Самарин: Не хочу говорить о своем максимуме. В произвольной программе на Гран-при в Москве я вообще прыгнул только четверной лутц в каскаде с тройным тулупом. Хотя планировал делать еще флип и тулуп. Так что разговоры о моем лимите - разговоры ни о чем. Надо выходить и делать на старте то, что заявлено в контенте, и то, что получается на тренировках.
С чем же связаны ошибки? С психологией, раз вы утверждаете, что прыжки отработаны?
Александр Самарин: Нет, это технические моменты. Все-таки тренировки это одно, а старт - совсем другое. Может, немного расслабился, не до конца контролировал ситуацию, поэтому ошибки были глупые и нелепые, которых не допускаю в тренировочном процессе. Даже осадок от победы в Москве остался, потому что не был на голову сильнее соперников, хотя "золото" взял в борьбе, в первую очередь с собой. Не хочу углубляться в рабочие моменты, но мы продолжаем двигаться вперед вместе с моей командой - тренером Светланой Соколовской и хореографом Виталием Бутиковым.
Помимо техники вам приходится работать над экспрессией, выразительностью. Вы очень собранный, сдержанный человек. На пьедестале почета даже еле-еле улыбались.
Александр Самарин: Работаю над этим моментом. С каждым стартом все больше и больше раскрываюсь на льду. Стараемся, чтобы программа смотрелась как единое целое, от старта к старту получается лучше раскрыть образ, работать со зрителем. Понятно, технический контент влияет на ситуацию, я старюсь предельно концентрироваться на элементы. Но в целом нужно уметь вне зависимости от сложности программы не показывать зрителю, что тебе тяжело, что что-то складывается не так.
С артистизмом вам ведь еще помогает солист балета Ансамбля имени Игоря Моисеева Рамиль Мехдиев?
Александр Самарин: Больше года работаем с ним. Получается продуктивно. Он мастер своего дела. Умеет добиваться своего. Его карьера тому доказательство. Виден и наш прогресс. Нравится с ним работать. Он верит в меня и поддерживает, делится опытом.
Вы очень разные по характеру с вашим тренером Светланой Соколовской. Это не мешает находить общий язык?
Александр Самарин: Она мне тоже помогает раскрываться и на льду, и в жизни. Это не проблема найти общий язык, когда есть общая цель.
Какая?
Александр Самарин: Одна цель и так понятна. Она есть у каждого спортсмена. Но вообще не люблю попусту говорить. Когда достигну, скажу, что чего-то добился.
Дебют в финале Гран-при можно назвать событием и достижением?
Александр Самарин: Рад, что получилось пробиться в шестерку лучших фигуристов впервые во взрослой карьере. Хороший результат для первой половины сезона. Это будет новый опыт. Жду с нетерпением.