03.12.2019 18:34
    Поделиться

    Высокотехнологичный бизнес начинает влиять на развитие городской среды

    Мы привыкли думать, что создание комфортной городской среды ориентировано прежде всего на интересы обычного горожанина. Однако синергия городских преобразований способна дать толчок и для сферы предпринимательства, и для развития инновационного бизнеса. О том, как взаимосвязаны эти процессы, "РГ" рассказал акционер и директор группы компаний "ТехноСпарк" Денис Ковалевич.
    Пресс-служба ГК "ТехноСпарк"

    Денис, вы один из основателей ТехноСпарка - "умного" технологического парка на окраине Троицка, в котором вы сами строите с нуля технологические стартапы. По вашим наблюдениям, у современных предпринимателей есть какие-то требования к окружающей их городской среде? Что им обычно мешает?

    Денис Ковалевич: Думаю, в предпринимательском отношении к городу есть специфическая черта, которая, если грубо, заключается в следующем: город - это то, что должно экономить время. Всё, что происходит в городе - инфраструктура, сервисы, торговля, услуги и так далее, - должно работать на это. Большинство постсоветских городов делают прямо противоположное: они воруют у нас время. В мегаполисе оно уходит на транспорт, постоянно требуется внимания к тысяче деталей - придумать, например, как ребенка отправить в школу, можно ли по пути домой купить продукты или надо ехать в молл в другой части города.

    Как в этом смысле ведут себя небольшие города - академгородки, например?

    Денис Ковалевич: Все так называемые академгородки нельзя считать городами в прямом смысле слова: это слобода, только не при заводе, а при научном учреждении. Когда такое поселение было академгородком, оно не крало время - наоборот, экономило. Например, Троицк представляет собой 10 расположенных по кругу институтов, а в центре живут люди. Мои родители из института возвращались в обед домой: приходили в себя, обедали, проверяли, вернулся ли я из школы, и шли обратно на работу. Садик и школа были по пути.

    Но эта собранная под социалистический уклад конструкция приказала долго жить, как только начала формироваться нормальная экономика. В начале 90-х в Троицке было 12 тысяч научных сотрудников при рабочей силе в 15 тысяч человек и населении около 30 тысяч. Сейчас население - 50-60 тысяч, а в институтах работает около тысячи человек. Остальные работают или где-то рядом, или ездят в Москву. "ТехноСпарк" мы начали делать практически в черте города, но в черте, не соединенной с центром - сюда надо ехать через Калужское шоссе, кругом. За семь лет у нас создано 400 рабочих мест, мы чуть ли не крупнейший работодатель города, но частью городского пространства мы пока так и не стали. К нам невозможно добраться из города пешком или на велосипеде - между нами будет поле и два института. Эта разорванность ужасно ворует время.

    Кроме того, в маленькие города очень медленно проникает современная инфраструктура. В Троицке до сих пор нет ни одного сетевого кафе, нет многих сервисов, стандартных для любого современного города, они только появляются, и пока это очень местечковые, едва выживающие формы. Если каждое утро большая часть населения едет в другой город, возвращаясь к ночи, у них не остается времени на свой город. А у тех, кто делает в городе бизнес, есть либо очень узкая аудитория (дети, пенсионеры, мамы с детьми), либо люди к ним приходят только в выходные и иногда вечером. Представьте, что из вашего бизнеса вычли 80 процентов - что будет с рентабельностью?

    Нам стоит труда запустить в городе хоть что-то, - при том, что администрация города ко всему открыта. Мы поставили первую умную информационную стелу на автобусной остановке с экранами на электронной бумаге - супер high-tech, просто блеск по энергоэффективности. Но это пока лишь один из двух-трех инновационных проектов в городской среде, которые нам удалось реализовать. Для остального просто нет места.

    Денис Ковалевич. Фото: Пресс-служба ГК "ТехноСпарк"

    Вся планировка уже определена?

    Денис Ковалевич: Да, и не только планировка, но и типы решений. При этом города, за редким исключением, небогаты. Чтобы новые технологии пришли в городскую среду, они либо должны вытолкнуть старые, либо появятся на новых местах. А много ли городов в стране инвестируют в себя? Есть потрясающий проект в Иркутске - "130-й квартал", просто блеск. Есть Казань. А где еще что-то кардинально менялось?

    То есть лидерство Казани в инновационных рейтингах - заслуга вложений в инфраструктуру?

    Денис Ковалевич: Я на 100 процентов в этом уверен. Пока инфраструктуры нет, нельзя надеяться, что что-то начнет расти самостоятельно. Существует базовая альтернатива: это выносные города - тот же София-Антиполис, Иннополис, Сколково. "Давайте возьмем чистое поле и там построим как надо". Например, София-Антиполис - просто пространство с большим количеством офисов и кампусов, где работают компании, и при этом он - это сельская местность. Это не города, это места работы, постоянно люди там не живут.

    Хорошо это или плохо?

    Денис Ковалевич: На этот вопрос ответить нельзя, потому что непонятна альтернатива этому. Почему, например, "ТехноСпарк" возник на краю города?

    Потому что нет другого места?

    Денис Ковалевич: Места есть. Но они законсервированы в своих старых целях и задачах: например на территориях институтов что-то хотели строить в 70-80-е, в 90-ых расхотели. Первые новые проекты начинаются только сейчас. Поэтому нам, чтобы быстро создать "ТехноСпарк", пришлось работать на частной площадке. Мы уже исчерпали нынешний участок - остался маленький кусочек, и теперь ищем другие территории. Кроме нас, в городе работает еще несколько предприятий. Началось жилищное строительство. И мы обсуждаем с городом генплан - в частности, создание "третьего центра": в Троицке физически существует два центра, а третий - на юге - надо с точки зрения среды и транспорта "стягивать" с основным городом. Сейчас это просто заброшенная земля и пруды, недострой, бетонный завод, гора песка, очистные сооружения - и в центре всего этого стоит самая большая инвестиция в городскую экономику последних 30 лет - "ТехноСпарк".

    Во многом поэтому сейчас в центре города мы запускаем пространство, в котором начнется обсуждение новых городских стратегий. У Агентства стратегических инициатив есть такой формат - "Точка кипения", который мы привели в наш город. "Точка кипения. Троицк" откроется 14 декабря, чтобы там можно было начать процесс обсуждения и формулирования новой повестки на десятки лет вперед. Она заработает на площадке городского бизнес-инкубатора, где мы выступаем как управляющая компания.

    В этом проекте будут участвовать другие предприятия, эксперты, жители?

    Денис Ковалевич: Конечно. В первую очередь это новое открытое пространство для всей свежей содержательной активности города, для тех, у кого есть впереди 30-50 лет труда и жизни, кто ведет здесь дело или думает его начать. Мы делаем вклад, во-первых, пространством, во-вторых, форматом бренда "Точка кипения", задающим определенную стилистику и качество коммуникаций в целом. Наш третий вклад - это вклад экспертизой, потому что "Точка кипения" - это подключение к общероссийской экспертной сети - наверное, самой крупной в стране на сегодня. С ее помощью любой городской вопрос можно подвергнуть серьезной экспертизе. Например, в нашем городе молодые ребята делают отличный проект "Троицк.Cреда". Они проводят обсуждения, семинары, деловые игры по реконструкции центрального бульвара и площади, набережной реки Десны, вовлекая горожан в сопроектирование того, что там будет. Но им не хватает участия в процессе опытных людей из других городов и с разносторонним опытом.

    Какого масштаба проекты там будут обсуждаться?

    Денис Ковалевич: Одно из первых ключевых обсуждений мы посвятим гигантскому для города проекту - так называемой "Школе 2100", учебному заведению на 2 тысячи человек. Уже есть место, архитектурный проект, хотя не до конца ясны вопросы логистики. Но будет ли эта школа чем-то по содержанию обучения отличаться от обычных школы, которые мы унаследовали от Советского Союза? Заработают ли в ней современные форматы образования? Мы собираем для обсуждения этих вопросов целую дискуссионную панель. Еще одна чувствительная тема - Троицкие леса. Большей частью эти леса искусственные, ведь там почти все было вырублено в войну, однако лесной пояс - это достояние города, и с экологией здесь пока все более-менее. А новый транспортный каркас частично пройдет через лес. Противиться бессмысленно: если его не будет, город будет заблокирован в развитии. Но что будет сделано, чтобы компенсировать нужную для дорог вырубку? Мы специально пригласили на обсуждение эксперта по биосистемам городов и по искусственным лесам.

    Если говорить в целом, то можно ли в наших условиях запрограммировать структуру города для инноваций - или адаптировать существующую?

    Денис Ковалевич: Запрограммировать можно, но любая программа требует соблюдения неких граничных условий. Длина такой программы - 70 лет. Целых 70 лет нужно двигаться в одном направлении, не сбиваясь. Это сложно. Но так формировались все известные положительные примеры. Например, начало Силиконовой долины - это конец XIX века, второй её "старт" - 40-ые годы.

    Теперь об адаптации. Существует набор городских инфраструктур, которые сейчас серьезно подвержены влиянию новых технологий или где с помощью этих технологий можно сделать серьезный апгрейд. Например, через забор с "ТехноСпарком" Москва планирует создать автобусный парк. Будет он рассчитан на электротранспорт или на автобусы с двигателями внутреннего сгорания? Логичнее, наверное, первое. Или, например, если городской системе ЖКХ в прежнем виде осталось жить 5 лет, и через 5 лет надо начинать замену труб, то зачем сейчас класть старые трубы начала ХХ века, если можно использовать трубы из современных материалов? Или если нужно реконструировать не попадающие под реновацию 16-этажные дома, то почему не сделать это со встроенными солнечными панелями? Или хотя бы просчитать на примере пары домов, как это будет и во сколько обойдется. Именно в тот момент, когда город испытывает очередную необходимость реконструкции старых инфраструктур, открывается окно для инноваций.

    Поделиться