03.12.2019 19:34

Зачем ученым образцы грунта с астероида Рюгу

Погрузив на борт, может быть, самое древнее в нашей Солнечной системе вещество, японский зонд "Хаябуса-2" возвращается на Землю. Миссия, начавшаяся в 2014 году, должна закончиться в конце 2020-го. Прямо скажем, космическая одиссея аппарата размером с холодильник способна поразить воображение. Самое "простое" в ней сам полет к астероиду Рюгу. Хотя это небесное тело находится от нас на расстоянии 280 млн км, аппарат пролетел 3,2 млрд км. Дело в том, что ему пришлось выполнить три разгонных витка по орбите Солнца.
    hayabusa2.jaxa.jp

А теперь представим, какая требуется точность, чтобы в бескрайнем космосе отыскать объект размером в 900 метров. Именно эта кроха была целью миссии, которая обошлась в сотни миллионов долларов.

Казалось бы, зачем тратить такие суммы и отправляться за "тридевять земель" к маленькому астероиду? Неужели рядом мало не менее интересных космических объектов? Учеными движут амбициозные планы, они хотят понять, как образовалась Солнечная система, наша Земля, как возникла жизнь. Но найти даже следы древнего вещества, которое осталось после формирования планет в первозданном виде, очень мало шансов. За эти миллиарды лет в какие только передряги ни попадали небесные тела: и перегревы, и изменения химического состава, и воздействия различных космических сил и т.д. Так что если и есть надежда обнаружить какие-то отпечатки древности, то только на примитивных телах, обитающих на самых далеких окраинах Солнечной системы. Состав их вещества близок к составу Солнца, а возраст оценивается примерно в 4,5 миллиарда лет, что почти соответствует возрасту нашей планетной системы. Вот за этими космическими разгадками и отправился японский зонд.

Кстати, напомним, что это не первая подобная миссия. Ей предшествовал полет "Хаябуси-1" к астероиду Итокава, который продолжался с 2003 по 2010 год. Тогда впервые в истории на Землю были доставлены образцы грунта с небесного тела, расположенного дальше Луны. Они сразу стали сенсацией, так как в них была обнаружена вода. Сразу была высказана версия, что именно такие тела "доставили" когда-то воду на Землю.

Вроде бы решена важнейшая задача. Но наука не успокаивается, она уже хочет большего. Дело в том, что существует еще более древний, чем Итокава, тип астероидов. Они могут состоять из нетронутого вещества еще более ранней стадии образования Солнечной системы. Так, после рассмотрения самых разных претендентов была выбрана новая цель - астероид Рюгу.

Прибыв на место, зонд провел целую серию поразительных экспериментов. Поразительных потому, что все это происходило на расстоянии 280 миллионов километров от Земли. Для начала он сбросил на астероид три ровера. Они изучали физические и химические свойства поверхности Рюгу. Но их главная задача - выбрать подходящее место для сброса бомбы, чтобы добраться до внутренности астероида. И эта "бомбардировка" была проведена в апреле этого года. На небесное тело был сброшен медный снаряд массой в 2,5 кг и 4,5-килограммовый заряд. Наступил самый важный момент миссии - взять из недр астероида древний грунт, который наименее подвергся внешним воздействиям, а значит, близок к первозданному. Для посадки была применена специальная навигационная система, что позволило "приземлиться" с удивительной точностью - примерно в 20 метрах от центра взрыва на наиболее ровный участок образовавшегося кратера. Японские ученые планируют, что перед входом в атмосферу Земли капсула с бесценным грунтом отделится от аппарата и самостоятельно приземлится в пустыне на территории Австралии.

Между тем

- Руководство Европейского космического агентства (ЕКА) решило проверить один из способов борьбы с астероидами. Ударив зонд в небесное тело, предлагается изменить траекторию его орбиты. Для этого несколько аппаратов отправятся к системе с двумя астероидами - Didymos и Didymoon. Вначале один из зондов ударится в меньший астероид Didymoon. Затем второй зонд соберет необходимую информацию. Поскольку Didymoon вращается вокруг своего более крупного соседа, ученые смогут увидеть изменение траектории "малыша" после удара в него зонда. По словам ученых, размер Didymoon сравним с пирамидой Хеопса, при падении на Землю он может уничтожить целый город. Стоимость миссии составляет 320 млн долларов. Безусловно, столкновение астероида с нашей планетой будет являться для землян катастрофой, однако вероятность подобного исхода событий ничтожное. Тем не менее вероятность все же есть. Но зато мы хотя бы можем бороться с этим, предотвратить столкновение, в отличие от таких явлений, как землетрясения или извержения вулкана. Да и к тому же, если верить ученым, в непосредственной близости с землей находится более 2000 астероидов разных размеров, за которыми мы должны постоянно следить. Безусловно, большая их часть сгорает только на подходе к планете, но большие так просто не сдаются. Так что миссия EKA вероятней всего окажется одной из самых полезных за последние годы.