Через Киргизию в страны ЕАЭС попадают контрабандные табачные изделия

Киргизия превратилась в транзитный центр для распространения контрабандных табачных изделий в страны Евразийского экономического союза. Об этом со ссылкой на экспертные данные заявил один из законодателей КР Азамат Арапбаев. Он поднял проблему на заседании парламентского комитета по экономической и фискальной политике.

Исследование, к которому обратился депутат, было подготовлено аналитиками одной из крупнейших аудиторско-консалтинговых фирм мира KPMG для ассоциации производителей фирменных торговых марок "Русбренд".

Согласно их данным, страны ЕАЭС только в 2018 году недополучили около миллиарда долларов в виде налогов из-за роста нелегальной продажи сигарет. Большая часть потерь приходится на Россию. Основными источниками такой табачной продукции указываются Беларусь и Киргизия.

Треть всех проданных в КР сигарет, как утверждается, затем вывозится из страны для нелегальной перепродажи, в основном в Россию и Казахстан (РК). Причем на рынке РК доля контрабандной или контрафактной табачной продукции превышала 67 процентов от общего объема ввозимых сигарет.

Азамат Арапбаев полагает, что исследование довольно точно отражает ситуацию в Киргизии. Более того, республика сама фактически является пострадавшей стороной. На местном рынке можно часто встретить табачную продукцию без акцизных марок. Большая ее часть попадает в Киргизию из государств Ближнего Востока, Таджикистана и некоторых стран Европы.

- 80 процентов сигарет без акцизных марок, которые можно найти почти во всех торговых точках, поступает из Таджикистана, - утверждает законодатель. - 20 процентов - из магазинов Duty Free, расположенных на приграничных территориях. В эти торговые точки ежегодно поступает 2,8 миллиарда сигарет. При этом объем легального рынка КР оценивается в 3,2 миллиарда штук. В 2017 году, по данным мировых торговых организаций, только из Сербии к нам завезли табачную продукцию на 17 миллионов долларов. Миллиард штук сигарет не был задекларирован, соответственно положенные таможенные и налоговые платежи не поступили в бюджет. Мы приняли закон о минимальной продажной цене, и в 2019 году она была установлена в 60 сомов за пачку. Однако на рынке отмечено наличие различных марок сигарет по 35-38 сомов за пачку.

Схожая картина, по данным парламентария, наблюдается не только на рынке табачных изделий. Законодатель привел в пример поставки в КР мучной продукции, ГСМ, продуктов питания и товаров народного потребления. Из-за больших объемов контрабанды, как полагает Азамат Арапбаев, казна Киргизии теряет свыше восьми миллиардов сомов в год. Причем это касается не только налоговых или таможенных сборов, но и внутренних инвестиций, а также других источников поступлений в бюджет.

По словам председателя Ассоциации отечественных производителей Бакыта Дегенбаева, местные предприниматели действительно не могут конкурировать с поставщиками нелегальных товаров. Некоторые бизнесмены вынуждены либо сокращать выпуск продукции, либо закрываться. Он прямо связывает происходящее с засильем контрабанды, особенно в приграничных районах.

В Государственной таможенной службе (ГТС) Киргизии убеждены, что снизить объемы контрабанды можно, если сократить коррупционные риски и повысить прозрачность операций. Способствовать этому призвана цифровизация ГТС - установка камер видеонаблюдения, внедрение электронной очереди и безналичных платежей.

- Это не только снизит коррупционные риски, но и сократит время оказания таможенных услуг в целом, - заявил пресс-секретарь ГТС КР Жаманак Мусурканов.

Местные и иностранные экспертные круги, в свою очередь, указывают, что существование контрабандных схем вызвано не слабой оснащенностью фискальных служб, а причастностью к теневому сектору влиятельных политиков или связанных с ними чиновников. Что, впрочем, давно является в Киргизии секретом Полишинеля. Дело в том, что в республике много лет действовала так называемая реэкспортная модель экономики. Суть ее заключалась в перепродаже товаров из КНР и Турции на рынки России и Казахстана. При этом значительная часть таких операций проводилась нелегально.

Одним из ярких примеров тому стал скандал вокруг депутата парламента Киргизии Дамирбека Асылбек уулу. В феврале текущего года его задержали в Казахстане по обвинению в создании транснациональной преступной организации, занимающейся контрабандой товаров. По версии обвинения, группировка только по доказанным эпизодам нанесла Казахстану ущерб почти в 100 миллионов тенге. В конце апреля Дамирбека Асылбек уулу приговорили к десяти годам заключения. В ноябре его передали в Киргизстан, где он будет отбывать оставшийся срок.

Кстати

В последние дни в Киргизии вспыхнул еще один скандал, фигурантами которого стал ряд бывших и действующих чиновников, включая экс-заместителя председателя ГТС КР Райымбека Матраимова. Местные СМИ утверждают, что при поддержке влиятельных персон несколько лет назад в республике создали схему, позволявшую нелегально реэкспортировать в Казахстан и Россию китайские товары на миллионы долларов. Дорогая продукция, к примеру, могла быть оформлена как дешевый текстиль и уже под его видом переправлялась в другие страны ЕАЭС. За каждый грузовик с "переименованным" товаром чиновники якобы получали до пяти тысяч долларов, а в месяц сумма вознаграждений достигала трех миллионов долларов.

В правительстве Киргизии заявили, что информация о коррупционных схемах с участием таможенников на данный момент проверяется компетентными органами. "В рамках досудебного расследования уже работает межведомственная рабочая группа", - заявил вице-премьер республики Жениш Разаков