Напомним, что с 2015 года бизнесмены могут добровольно задекларировать свои зарубежные счета и активы, а за это получить амнистию от государства. Условия "акции" уточнялись, но суть оставалась одна: ее участникам предоставлен ряд гарантий. Они освобождаются от налоговой, административной и уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, информация о которых есть в декларации.
Однако нашлась "лазейка", чтобы использовать такие документы в уголовном деле. Как рассказал на заседании глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров, в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) не указано, что декларации участников амнистии - это недопустимое доказательство.
Три года "лазейку" не замечали, и вдруг все изменилось: судьи начали принимать решения о том, что декларацию можно изъять, а амнистию капитала - проигнорировать.
Верховному суду пришлось давать по этому поводу разъяснение. Но не помогло, рассказал Андрей Макаров. Всего пара дней прошло после этого разъяснения - и опять районным судом принимается решение об использовании декларации в деле. По-хорошему надо таких судей лишать мест, но это не входит в компетенцию депутатов, отметил глава комитета. "Зато входит - внести изменения в УПК. Чтобы больше никто не мог ссылаться, что нормы нет в УПК", - резюмировал он, добавив, что "с правовым беспределом надо бороться правовыми средствами".
Еще один автор законопроекта, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников - подчеркнул, что подобные случаи подрывают доверие к самой амнистии и к государству в целом. "Предлагаемые изменения направлены на пресечение злоупотреблений в отношении предпринимателей в ходе уголовного судопроизводства, - заявил он. - Они позволят обеспечить реализацию гарантий, предусмотренных законодательством в рамках амнистии капиталов".
Закон на эту тему должен быть принят до конца года, уверены инициаторы.
"Нет никакого освобождения за то, что украл! - опроверг домыслы Макаров. - Ни в том законе, который мы приняли в 2015 году, ни в этом не освобождается от ответственности ни одно преступление, связанное с тем, что кто-то что-то украл у граждан. Речь идет о совершенно конкретных вопросах. С экранов всех каналов прозвучали слова президента о том, что люди, которые возвращаются в российскую юрисдикцию, возвращают свои средства в нашу экономику, должны быть твердо убеждены, что никто не станет их преследовать - кому бы, по каким бы причинам этого не хотелось. Именно на это и направлен закон".
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"