Правительство Киргизии поддержит женщин-предпринимательниц

Темир Сыдыкбеков
Преференциями и специальными кредитами обещают поддержать женщин-предпринимательниц власти Киргизии. Таким образом правительство надеется подстегнуть развитие республики. Почему чиновники, основная масса которых - мужчины, решили опереться на женщин?

Женская доля

Несмотря на то что общество в Киргизии остается консервативным и мужчины играют партию первой скрипки во многих сферах жизни, женщины считаются активной и важной силой. Во многом благодаря им республике после распада СССР удалось перестроить экономическую модель и заложить основы частного предпринимательства.

- В начале 1990-х закрылось много предприятий, и мы с мужем потеряли работу, - вспоминает 57-летняя бищкекчанка Асель Т. - Какое-то время перебивались случайными заработками, даже подрабатывали ремонтом квартир, пока однажды подруга, которая оказалась в таком же положении, не предложила заняться челночеством. Мы с ней заняли деньги под проценты, закупили чулочно-носочные изделия местной фабрики и отправились поездом в северные регионы России. Самое первое и яркое воспоминание - холод. Мы к российским морозам все-таки непривычны.

Ныне бывшая челночница - владелец небольшого швейного цеха, продукция которого, как и в случае со многими другими подобными компаниями, отправляется в Россию. Вкупе эти фирмы сегодня составляют успешную экспортоориентированную отрасль, которая обеспечивает рабочими местами десятки тысяч человек. В наши дни легкую промышленность называют одной из важнейших в местной экономике наряду с АПК, горнодобывающим и торговым секторами. Причем она, по сути, представлена частными предпринимателями, в основном женщинами. Но легпром - далеко не единственная сфера в КР, которая развивается благодаря активному вкладу киргизстанок.

- Думаю, женщины сохранили Киргизию, этого никто не может отрицать, - полагает премьер-министр КР Мухаммедкалый Абылгазиев. - Массово на экономику работает швейная отрасль. Или взять, к примеру, крупный торговый кластер - рынки "Дордой" и "Кара-Суу" (крупнейшие в Центральной Азии. - Прим. ред.). Налоги и таможенные платежи, поступающие через них, составляют основу бюджета страны. При этом 90 процентов работающих на этих рынках - женщины.

Немало киргизстанок также сосредоточено в прибыльной для экономики сфере услуг. По данным официальных источников, порядка 40 процентов предприятий этой отрасли - "женские". Примерно во столько же оценивается доля гражданок в сельском хозяйстве. В сфере туризма, в свою очередь, женщин еще больше - более 60 процентов.

Часто представительницы прекрасного пола сегодня встречаются и среди трудовых мигрантов. Практически каждый второй гражданин КР, выехавший на заработки за рубеж, - женщина, что значительно отличает республику от других стран Центральной Азии, уроженцы которых едут в Россию за длинным рублем. И это неудивительно, ведь, согласно официальной статистике, 68 процентов экономически активной части населения - женщины, тогда как их доля в населении страны составляет всего 52 процента.

Дорожная карта

Буквально несколько недель назад правительство Киргизии официально заявило об изменении стратегии развития страны. В правительстве полагают, что в свете выросшего внешнего долга и отсутствия крупных инвестиций из-за рубежа республика отныне должна рассчитывать на собственные ресурсы и человеческий капитал. Чтобы это стало возможным, чиновники и намерены опереться на женщин. Глядишь, вытянут.

Экс-президент Киргизии Роза Отунбаева полагает, что это вполне возможно, если поддержать несколько важных начинаний. В их числе - технополис, который правительство обещает создать под Бишкеком уже несколько лет и в котором, опять же, можно сосредоточить сотни малых предприятий легкой промышленности.

- Мы никак не можем сдвинуть с места проект технополиса, потому что он требует больших денежных вливаний, - утверждает она. - Но если проект запустить, он быстро превратится в золотую жилу, которая принесет больше выгод, чем "Кумтор" (золотодобывающее предприятие, на долю которого приходится 6-8 процентов ВВП КР. - Прим. ред.)

Роза Отунбаева предлагает женщинам обратить внимание и на IT-индустрию. По ее словам, киргизстанкам необходимо создать собственные цифровые торговые платформы, которые позволят местным производителям выйти на рынки стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья. Пока же им приходится пользоваться китайскими и другими площадками. В качестве примера развития IT-сектора, экс-президент приводит Беларусь.

- Информационные технологии обеспечивают несколько процентов ВВП этой республики, - поясняет Роза Отунбаева. - У нас девушки образованные, в университетах их учится больше, чем юношей. Полагаю, киргизстанкам нужно чаще получать профессии, связанные с IT-сектором, программированием.

Госорганам, в свою очередь, она бы рекомендовала обратить внимание на развитие мобильных технологий в финансовом секторе как это происходит в Германии, Казахстане, Китае, России и Турции. Таким образом, как она полагает, можно сделать услуги банков и безналичные расчеты через смартфоны более доступными для жителей и жительниц регионов.

Специальные кредиты

Правительство, в свою очередь, рассчитывает сделать финансовые услуги для экономически активных женщин более доступными с помощью специальных кредитных продуктов. О создании этих инструментов в государственных банках сообщил премьер КР Мухаммедкалый Абылгазиев. По его словам, проекты поддержки женского предпринимательства запущены всего две недели назад. Кредиты выдаются на 24-36 месяцев под 14 процентов годовых - на приобретение основных и пополнение оборотных средств или на инвестиции.

Специальные кредитные линии, как выяснилось, могут стать частью национальной программы по развитию женского предпринимательства до 2030 года, которую сейчас разрабатывают в Киргизии. Помочь правительство обещает и с помощью другого инструмента. Как утверждает Мухаммедкалый Абылгазиев, принято решение, согласно которому 40 процентов финансовых средств "Гарантийного фонда", созданного для поддержки предпринимательства, будет в обязательном порядке предоставляться женщинам.

Национальный банк Киргизии тем временем уже вынес на общественное обсуждение проект расширения розничных банковских услуг. Документ призван помочь населению отдаленных регионов, не охваченных кредитными организациями. Жителей таких сел предлагается обеспечить доступом к банковским услугам через агентов - представителей банков на местах.

Без половых признаков

С проблемами роста предприниматели Киргизии, впрочем, сталкиваются вовсе не по половому признаку. Трудности у представителей бизнеса, скорее, общие. Это и административное давление, и все та же нехватка оборотных средств, и, наконец, даже банальное нежелание сотрудничать друг с другом для продвижения идей и интересов.

- Бизнес в республике привык вариться в своем котле, начиная с открытия и заканчивая выплатой налогов, - отмечает исполнительный директор Американской торговой палаты в КР Зарина Чекирбаева. - Это результат недоверия к государственным органам. Продвигать интересы предпринимателей могли бы отраслевые ассоциации, но нужно, чтобы деловые круги видели в них реальную выгоду.

- Статистика показывает рост ВВП, но одновременно мы наблюдаем спад деловой и инвестиционной активности, - сетует эксперт по экономике Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР Азамат Акенеев. - У нас хорошее законодательство, но реальные результаты развития хуже, чем в соседних республиках. Почему так получилось? Может, и бизнесу, и госорганам, и партнерам по развитию впору задуматься, почему стремление улучшить деловой климат не приводит к росту бизнеса? Вступая в ЕАЭС, мы думали, что наши предприниматели будут конкурентоспособны. Оказалось, нет. У нас самая низкая производительность труда в СНГ.