Владимир Михайлович, вы не ярославец и не работали в местных властных структурах, поэтому вникать в городские проблемы поначалу наверняка было непросто. Каким был для вас этот год? Все ли из задуманного удалось? Стал ли Ярославль для вас своим, а вы - своим для него?
Владимир Волков: Конечно, это непростой период, когда за очень короткий срок нужно понять все особенности территории, ее "узкие места", найти точки соприкосновения, наладить диалог абсолютно со всеми - со структурами областной и городской исполнительной власти, депутатским корпусом, жителями, предпринимательским сообществом. Сегодня, через год, я могу совершенно уверенно сказать, что нет ни одной службы, с которой мы не взаимодействуем или не находим понимания. Мы со всеми - в хорошем рабочем графике. Сам же город я исходил вдоль и поперек. Я уже четвертый год работаю в Ярославской области и, когда был мэром Переславля, часто приезжал в областной центр по разным рабочим моментам, поэтому уже тогда он не был мне чужим. А с 1 октября 2018 года, когда я начал исполнять обязанности мэра Ярославля, столько пройдено по нему километров, что и не сосчитать, потому что были дни, особенно в первые месяцы работы, когда нужно было именно обойти, посмотреть, понять, вникнуть. Сейчас очень удобно - весь пройденный километраж при желании фиксируется в смартфоне. Так вот 10 - 12, а то и 15 километров в день пешком было в порядке вещей.
Ну а вопрос, стал ли я своим, надо, наверное, задавать тем людям, с которыми мы общаемся. Но я вспоминаю один случай. Летом на наш очень популярный гастрономический фестиваль "Пир на Волге" приехала группа туристов из Подмосковья. Мы оказались знакомы, пообщались, сфотографировались. Потом мне рассказали: когда я ушел, к этим людям подошла какая-то женщина, поинтересовалась, кто они, а, узнав, что они с территории, где я раньше был мэром, она заявила: "Это не ваш мэр, это наш мэр!" Надеюсь, что для многих горожан я стал уже своим, для кого-то, возможно, не стал, мне сложно это оценивать. Но мне кажется, что ярославцы люди очень отзывчивые. И, что самое главное, - слышащие друг друга. Например, можно говорить с человеком, он будет кивать, а сделает все наоборот. Вот в Ярославле такого нет. По крайней мере, мне удается находить взаимопонимание и, главное, обратную реакцию.
Согласно недавно обнародованному рейтингу Минстроя, Ярославль по качеству городской среды попал в десятку лучших среди крупных городов с населением от 250 тысяч до одного миллиона человек. Из 360 возможных баллов город набрал 208. Отлично, но есть куда стремиться…
Владимир Волков: Мы интересовались потом, как составлялся этот рейтинг. Оказывается, принимались во внимание практики лучших городов мира: как оценивать, по каким критериям. То есть это не чисто российская история. И когда мы в десятку лучших в этом рейтинге попали, это было, конечно, приятно. Но при этом мы понимаем, над какими проблемами нам надо работать. Например, нам необходимо увеличивать количество благоустроенных дворов. В этом рейтинге как раз было отражено, что наши дворовые, зеленые территории недостаточно благоустроены, и на них нужно обязательно обращать внимание. Мы этим активно занимаемся, стараемся попасть во все федеральные программы по благоустройству. Потому что наших денег, конечно, на всю территорию города не хватит. К сожалению, нельзя выделить одномоментно некую сумму из бюджета и за один раз выполнить все необходимое благоустройство: сделать газоны, освещение, урны, скамейки и так далее. Это работа многолетняя, ею надо заниматься постоянно, причем с учетом мнения общественности, которая тоже подсказывает, где и что надо сделать в первую очередь. Мы любые решения стараемся принимать совместно с горожанами.
Решение многих проблем - задача не одного года. Но кое-что и за год сделать удалось…
Владимир Волков: Целый ряд сложных, наболевших проблем мы решили. Прежде всего - сохранили все муниципальные предприятия. Например, на начало года у нас была наисложнейшая ситуация с ПАТП-1, и однажды на маршруты не вышли сразу 60 рейсовых автобусов. Что это такое в масштабах города, думаю, понятно. Люди не могли добраться до работы, учебы. Как удалось нормализовать работу предприятия, можно рассказывать долго, но с тех пор мы не только наладили стопроцентный выпуск автобусов на линии, но и приобрели новую технику, подняли зарплату водителей, техперсонала, кондукторов. Сегодня на предприятии абсолютно стабильная ситуация. Другое муниципальное транспортное предприятие - "Яргорэлектротранс" - тоже было и сейчас еще находится в непростой ситуации, но мы его тоже развиваем: 19 троллейбусов было приобретено, девять капитально отремонтировано. Сейчас занимаемся трамваями, модернизацией сетей. То есть предприятия находятся в работоспособном состоянии, никакого уже предбанкротного состояния нет и быть не может.
Все-таки за счет чего этого добились?
Владимир Волков: Управление тем же ПАТП-1 было, скажем так, хаотичным и непрофессиональным, никто не занимался продумыванием маршрутной сети. Наши же автобусы доставляли, к примеру, водителей утром на работу, и эти пустые прогоны автобусов по городу составляли в общем и целом серьезные деньги - 15 миллионов рублей. Новое руководство подсчитало все затраты и отдало эту функцию на аутсорсинг, который обходится в 7,5 миллиона. Даже эта экономия практически равна одному новому автобусу. И это только один из примеров, которых много.
МУП "Спецавтохозяйство" тоже в рабочем состоянии? В начале зимы этот вопрос особенно актуален.
Владимир Волков: Конечно. Мы сохранили предприятие, имущество которого едва не ушло с молотка. И к зиме оно готово. Понятно, что техники нужно больше, но по сравнению с прошлым годом предприятие серьезно укрепилось и техническими, и людскими ресурсами. И каждый год мы будем его только развивать. Мы уже приобрели малогабаритные тракторы, которые могут проходить по тротуарам, у нас есть комбинированные дорожные машины, лаповые и фронтальные погрузчики. По сравнению с прошлым годом мы в три раза больше закупили песка, соли и реагентов, приобрели специальную установку для их смешивания, чтобы не зависеть от поставщиков. Мы к зиме готовы.
Одна из самых болезненных тем - качество дорог. Проезжие части ремонтируются, но мест, где автомобилисты пробивают колеса и бьют подвески, в городе остается немало. При этом к тем улицам, где ремонты ведутся, нареканий тоже достаточно. Этим летом просто притчей во языцех стала улица Республиканская, и вы даже заявляли, что таких подрядчиков, которые там работали, вы привлекать больше не будете. Как добиться хорошего качества ремонтов не только дорог, но и парков, скверов, общественных пространств?
Владимир Волков: В Ярославле в этом году было отремонтировано девять дорог общей протяженностью 16,2 километра. В следующем году мы увеличим этот объем: сделаем 18 дорог протяженностью 25 километров. Однако самые большие проблемы возникают с ямочным ремонтом. Чтобы их решить, мы на базе наших МУПов создаем муниципальное бюджетное учреждение (МБУ) по ямочному ремонту, решение вопроса находится уже в финальной стадии. Смысл в том, что нам в таком случае не надо будет разыгрывать конкурсы, терять колоссальное время на подрядчиков, которые, к сожалению, по 44-му ФЗ выходят и побеждают, выставляя неадекватно низкую стоимость, по какой ни одна действительно профессиональная организация за дело не возьмется. А мы потом имеем массу проблем. Что и было в этом году. Были суды, скандалы, связанные с передачей документов от одного учредителя другому… Мы в этой каше варимся, не имея возможности на ситуацию повлиять.
В чем же плюс МБУ?
Владимир Волков: Мы посмотрели практику тех регионов, их больше десятка, где уже созданы такие предприятия. Там МБУ работают по муниципальному заданию, то есть четко знают, где и какие конкретно ямы надо залатать. А не как было по контракту, например, в этом году: компания вышла и закрыла так называемыми картами сразу большой объем. Им невыгодно вырезать каждую отдельную яму и делать мелкими картами. Им проще кинуть одну карту на 500 метров и закрыть весь объем сразу. Поэтому, создав МБУ, мы сможем более эффективно использовать средства. На деньги, которые выделяются, по нашим прогнозам, мы сможем таким образом закрыть абсолютно все ярославские ямы за ближайшие пару лет. И следующий год у нас должен быть прорывным по ямочному ремонту.
В мэрии несколько месяцев разрабатывалась стратегия развития Ярославля, этим занимались экспертные группы по разным направлениям. Когда будет оформлен итоговый документ?
Владимир Волков: Мы работали над программой стратегического развития города Ярославля несколько месяцев. Группы, в составе которых были в том числе и специалисты по разным направлениям, и общественники, показали очень большую эффективность и предложили много интересных решений. Итоги их работы озвучим 5 декабря на гражданском форуме. Этот документ ляжет в основу стратегии развития города на десять лет.
В городе строится много жилья, а вот социальная и транспортная инфраструктура часто не соответствует размаху жилищного строительства: нет детсадов, школ, парковок. Недавно ярославцы высказали свое недовольство проектом застройки микрорайона "Сокол" на проспекте Фрунзе, и мэрия к людям прислушалась. Как найти золотую середину между пожеланиями жителей и интересами инвесторов?
Владимир Волков: Всегда нужно слышать друг друга. Инвестор обязан учитывать пожелания и жителей, и наши, и мы должны прислушиваться к тем и другим, потому что все-таки экономика должна работать. Но таких застроек, как были раньше - просто воткнули дом в поле, где нет ни дороги, ни детского сада, ни даже парковочных мест и контейнерных площадок, - таких домов появляться не должно. Мы сейчас проводим комплексную работу с областным департаментом строительства, и еще на этапе проекта планировки любого квартала закладываем социальные объекты, чтобы понимать, в какой детсад и школу пойдут дети, где люди будут парковать автомобили, каким общественным транспортом пользоваться и так далее. Кстати, на "Соколе" в самое ближайшее время мы будем закладывать школу на 750 мест - в ней микрорайон очень нуждается. А застройку здесь мы приостановили до тех пор, пока проект не будет доработан с учетом мнения жителей. Пока стороны не придут к согласию, разрешительную документацию мы не выдадим. Это подход по всем застройщикам.
Бюджет Ярославля сложный: муниципальный долг практически равен сумме собственных доходов. И вы в прошлом году поставили почти невыполнимую задачу обойтись без кредитов, не брать их вообще. Получилось?
Владимир Волков: Да, цель такая была - сохранить уровень задолженности, чтобы ни в коем случае никаких новых кредитов не брать. Город за десять лет набрал их 6,9 миллиарда. И мы действительно год прожили без кредитов. Дополнительно заработали средства, выполнили все программы. То есть это, оказывается, возможно. Просто надо очень взвешенно распределять средства. Жить по доходам, а не по принципу: давайте кредит возьмем, чтобы где-то красиво заблестеть. Это не про нас.
Что самое трудное в работе мэра такого города, как Ярославль?
Владимир Волков: Самое сложно, наверное, - добиться, чтобы коллеги, все, кто рядом с тобой в коллективе работает, разделяли ответственность за результаты нашего общего труда. Каждый человек на своем месте должен выполнять свои обязанности на все сто процентов. Потому что, если кто-то допускает сбой, вся цепочка может рассыпаться, из чего может вырасти проблема, которая никому не нужна. Мы проводим совещания, выходим на объекты. В большинстве случаев все всё понимают и разделяют, но порой мы сталкиваемся с тем, что кто-то что-то забыл, упустил, домой пораньше ушел. Но если человек не успел, не выполнил свой объем работы - ну останься на полчаса-час после работы, сделай то, что должен. Вот хотелось бы добиться, чтобы абсолютно все разделяли эту общую ответственность. Это самое сложное.
В следующем году Ярославль отметит 1010-летие. Что к этой дате в городе будет построено, отремонтировано, открыто? Чем порадуете?
Владимир Волков: Мы в этом году сдаем двое яслей и два детсада, закладываем школу на 750 мест, о которой я уже говорил. Она должна быть сдана в 2021 году, но будем стараться сделать раньше. Подписаны контракты на строительство еще двух яслей и одного детского сада - застройщики уже вышли на площадки, срок ввода объектов - 2020 год. Сейчас проектируем школу на 1100 мест в Дзержинском районе и планируем сделать пристройку на 500 мест к одной из школ в центре города. В Дзержинском районе в будущем году будет открыт огромный спорткомплекс, который строится по программе "Газпрома". А поскольку Ярославль должен стать одной из площадок ЧМ по волейболу 2022 года, то сейчас идет проектирование большого волейбольного центра во Фрунзенском районе. Городу в этом случае предстоит принимать большое количество гостей, поэтому мы участвуем в федеральных программах по благоустройству улиц, парков, пешеходных зон. Все это отлично укладывается в концепцию празднования 1010-летия города и его развития. Но праздники проходят. Нам, конечно, приятно, что в Ярославль приезжают гости, этот город очень красив и гостеприимен, но главный адресат нашей работы - это прежде всего горожане, ярославцы. Мы хотим, чтобы им здесь было интересно и комфортно жить, заниматься творчеством и спортом, учиться. Поэтому помимо строительства и сдачи важных социальных объектов мы будем стараться привлечь максимальное количество средств по всем существующим программам, чтобы отремонтировать дворы. У нас еще есть такие дворы, где тяжело проехать на машине, а то и пройти пешком. Наша задача - сделать так, чтобы люди вышли из дома, комфортно сели в машину или дошли до остановки и вернулись с работы в чистых ботинках.