В основном злоумышленники действуют по такой схеме: звонят днем, в рабочие дни, представляются сотрудниками службы безопасности банков и сообщают о попытке незаконного доступа к расчетным счетам. После чего, оперируя анкетными данными собеседника, мошенник обманным путем получает доступ к личному кабинету интернет-банка.
- Звонивший сказал, что была попытка взлома моей карты, и предложил сверить ее данные. Он назвал номер моей карты, он совпал. Я по его просьбе сказала логин и пароль к интернет-банкингу. Позже узнала, что у меня со счета пропало 15 тысяч рублей, - рассказывает крымчанка Наталья Иванова.
Как пояснили в МВД по РК, деньги после списания со счетов потерпевших через электронные платежные системы поступают на различные электронные кошельки, зарегистрированные на подставных лиц. Затем деньги с электронных площадок для обналичивания выводятся в банки, расположенные на территории РФ и за рубежом.
В полиции уточнили, что мошенники звонят с абонентских номеров IP-телефонии, которая отличается от обычной сотовой связи тем, что не требует наличия сотового аппарата или подключения к базовой станции. Абонентский номер, который использует мошенник, не имеет sim-карты, он виртуальный. Также правонарушители используют алгоритмы подмены голоса и номера.
Установить местонахождение злоумышленников по IP-адресам сложно из-за того, что они применяют средства анонимизации.
Вместе с тем сотрудники полиции РК за 10 месяцев 2019 года выявили в 10 раз больше преступников, чем за аналогичный период прошлого года.
Чтобы не стать жертвой мошенников, в случае звонка от "сотрудников" банка не надо паниковать и сообщать неизвестным данные своей карточки.
- Они используют психологические приемы, эффект неожиданности, стараются запугать жертву, ведут с ней непрерывный разговор вплоть до получения денег, - рассказали в МВД по РК.
В полиции советуют крымчанам тщательно проверять все сообщения о взломе банковских карт. Также необходимо запомнить, что сотрудники банка никогда не будут по телефону просить сообщить информацию о вашей карте, в том числе конфиденциальную, такую как пароль, CVV-код, одноразовый код из СМС-сообщения. Если поступает звонок от мошенников, владельцу карты надо сразу же обратиться на горячую линию банка, ее номер указан на обороте банковской карты.
Также лже-сотрудник банка может попросить человека подойти к банкомату и проверить счет. Он попросит нажать определенную комбинацию кнопок, сделав это, человек лишится своих сбережений.
А вот жительница Симферополя Валерия столкнулась с другим видом мошенничества.
- Звонок по телефону, сотрудник банка проводит опрос качества предоставляемых услуг. Никаких вопросов о номерах карт! В конце короткого и не обременительного разговора, менеджер "проверяет" вашу версию онлайн приложения банка. И рекомендует скачать дополнительную программу, которая не занимает места на телефоне, но автоматически отлаживает работу приложения банка и других систем телефона. Уточняют удобный способ отправки и прощаются, - рассказывает Валерия.
Приложение надо скачать самостоятельно, ввести отправленный "банком" логин и пароль. Но, как оказалось, оно дает удаленный доступ к телефону и компьютеру, если они связаны одним общим аккаунтом. Мошенники получают доступ ко всем платежным приложениям, паролям и прочей ценной информации, хранящейся на вашем телефоне.
Кстати
В 2019 году в России число случаев мошенничества с кредитными картами выросло в четыре раза. За девять месяцев было зарегистрировано 10,3 тысячи преступлений, квалифицированных по статье "мошенничество с использованием электронных средств платежа".За восемь месяцев 2019 года Крым стал лидером среди российских регионов по динамике увеличения количества выдаваемых кредиток. Прирост составил 34,8 процента.
Обо всех случаях мошенничества необходимо сообщать в полицию по телефону "102", "020" - с мобильного.